Павильон ВДНХ № 15: история возвращается
ВДНХ – не только важнейшая достопримечательность Москвы и один из 50 крупнейших выставочных центров мира, но и настоящий архитектурный заповедник. О каждом из павильонов ВДНХ, которая в следующем году отметит свой 85-летний юбилей, можно написать потрясающую историю – например, о легендарном павильоне № 15 «Радиоэлектроника и связь», которому вернули его первоначальный облик. Надо сказать, что «внешность» пятнадцатого павильона ВДНХ кардинально изменялась несколько раз, как и название. Первая версия была построена в 1939 году: архитектор Сергей Знаменский спроектировал здание в виде моста через Волгу, а сам павильон назывался «Поволжье». В годы войны эта постройка сильно пострадала, и в 1949-м было решено возвести новое здание. Архитекторы Евгений Яковлев и Иосиф Шошенский построили его в 1952 году в стилистике сталинского ампира, со скульптурами и портиками, а отделочные работы продолжались еще два года. Тему Поволжья они раскрыли с помощью фонтанов и бассейнов: так из-под витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев павильона стекала вода. Фасад был украшен барельефами с изображением сражений за Царицын (в Гражданскую войну) и Сталинград (в Великую Отечественную) и сценами мирного труда народа-победителя. Главный вход венчала скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» с гербом РСФСР. В здании было восемь экспозиционных залов, посвященных приволжским областям, лестница и подсобные помещения. Через несколько лет, когда вышел декрет «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и началась борьба с «украшательством» в архитектуре, здание опять реконструировали: частично демонтировали декор, изменили конструкцию крыши, фасады закрыли алюминиевыми пластинами и стеклом. Удачной дизайнерской находкой стала шпренгельная мачта высотой 57 метров, к которой была прикреплена телеантенна. Павильон получил название «Радиоэлектроника и связь». Интерьеры также были изменены. Ранее стены и потолок здания были покрыты картинами. Они были выполнены на льняных холстах казеиново-масляной темперой, а затем наклеивались на штукатурку. Основными сюжетами полотен были сбор урожая в садах и животноводство. Теперь часть из них закрасили водоэмульсионной краской, а часть зашпаклевали или покрыли побелкой. В плафонах повесили прямоугольные светильники, для крепления которых проделали отверстия в живописных полотнах.

