Развитие креативного бизнеса
Для начала разберёмся, что такое арт-кластер. Это культурное и бизнес-объединение, расположенное на территории бывшей промзоны. Оно включает в себя различные платформы: выставочное пространство, шоурум, театральную или киноплощадку, аудитории для семинаров, фуд-корты и другие подобные элементы.
По задумке Петра Стрельца, у каждой казармы будет своё предназначение. Так, одна может стать многофункциональным центром с офисами и пространством для художников. Вторую хотят преобразовать в сад искусств и площадку для мероприятий, а третью - в центр промышленного дизайна и образовательный центр.
Открыть арт-кластер планируют в 2024 году. Стрелец уверен, что пространство может стать отличной площадкой для создания и развития креативного бизнеса в области:
Речь идёт о развитии кадров, в частности, в сфере дизайна и IT. Специалисты арт-кластеров могут помогать предпринимателям в разработке продуктов и дизайна товаров, которые экспортируются в соседние страны, упаковать их для зарубежного рынка. При этом мы можем повысить туристическую привлекательность региона.
Не просто привести в порядок
Идея о создании арт-кластера появилась в прошлом году, тогда же в ЦРТ начали работать над проектом территорий бывших казарм. В центре уточняют: целью было не просто привести здания в порядок, а создать функциональное пространство.
В этом же году наш специалист участвовал в федеральном форуме «Таврида», где предоставил территорию казарм в качестве объекта для проектной работы участников. На «Тавриде» над проектом работали четыре команды специалистов со всей России под руководством эксперта от ЦРТ. Одной из идей было превращение казарм в креативный кластер с общественным пространством, - уточняют в Центре развития территорий.
В ЦРТ считают: такой кластер нужен каждому региональному центру. Он будет выступать как площадка для работы, коммуникаций и сотрудничества представителей креативных индустрий. Но в каждом городе кластер должен быть особенным - под нужды города и региона.
Такие площадки дают толчок к развитию бизнеса, связанного с созданием интеллектуального продукта - дизайна, IT, видеомейкинга и промышленного дизайна. Объём креативного кластера зависит от потребностей каждого отдельного города и индустрии. Что касается Благовещенска, то сегодня создание креативного кластера станет хорошей возможностью для развития индустрии.
Много вопросов - мало ответов
Пока точной информации о том, как это будет выглядеть, нет. Оттого и жителям Благовещенска мало что понятно в этом вопросе. Так, бизнесмен и предприниматель Виктор Черемисин говорит, что важно сначала выяснить, что будет из себя представлять арт-кластер:
Раньше в городе не было художников и дизайнеров? Вряд ли это так. Есть союз художников, есть немало дизайнеров, объединённых в компании, ИП и одиночек. Среди них немало специалистов, достойно представляющих свою профессию. К тому же, нужно разобраться и с IT. В этой сфере, как и в любой другой, сотни направлений и тысячи нюансов. А в арт-кластере кто будет формировать заказ на дизайнеров? Кто будет их трудоустраивать? И самое главное - за чей счёт?
Одной из задач кластера является самоокупаемость, отметили в ЦРТ. Но как это будет организовано и кому будут принадлежать казармы - частному лицу или муниципалитету, пока неизвестно. На эти вопросы не смогли ответить ни в ЦРТ, ни в администрации Благовещенска. И пока нет конкретики, говорить о каком-то хорошем или плохом влиянии на общество сложно:
Любой бизнес - это рынок, а рынок не выносит никакого внешнего администрирования, - считает Виктор Черемисин. - Мы либо наготовим ненужных специалистов, которые потом не найдут работы, либо, что ещё хуже, можем разрушить то, что уже существует. Это не значит, что я против или что арт-кластер не нужен. Это значит, что нужна максимальная конкретика, а не общие слова, так как всё это связано с людьми, их жизнью, перспективой и судьбой. И, конечно, с перспективой региона. А если мы упомянули и компьютерную сферу, то должны понимать, что заказчик теперь ещё более мобилен, чем исполнитель. И уже сегодня существует огромный рынок фрилансеров или специалистов в иных регионах, готовых к любой работе и заказам любой сложности. Это реальность, которую нельзя игнорировать.
Люди - душа кластера
Зато творческие люди идею преобразования оценили. Например, художник-монументалист Павел Орез считает, что такое место точно нужно и Благовещенску, и Амурской области:
Оно нужно для обмена опытом и возможности молодым художникам и дизайнерам узнать новое. Единственное, что необходимо для успешного функционирования данного пространства - это профессиональный куратор. У кластера должны быть душа и сердце - люди, которые будут его двигать и развивать: это представители креативного бизнеса, художники. Очень яркий пример кластера не из столичных и уже всеми известных - это «Дом 77» в Самаре. Прекрасное место, где сочетается всё: креативный бизнес, выставочное пространство, резиденция, бар. Это место энергии и силы местной молодёжи.
С тем, что арт-кластер нужен, согласен и директор творческой мастерской Роман Демьянков. Он считает, что для развития общества нужно создавать не только рабочие места в виде заводов и фабрик, но и «такие островки культуры, которые бы воспитывали людей, прививали им чувства вкуса и прекрасного».
Я согласен с тем, что сказал Пётр Стрелец. Когда я только начинал, слово «дизайнер» было нарицательным и в местах ругательным. Дизайнера не воспринимали как человека, который способен помочь заказчику продавать его продукцию. Ситуация очень сильно изменилась, и сейчас никто не открывает свой бизнес без дизайнера.
Идея нравится и предпринимателю Дмитрию Евсееву. Только он не уверен, что она сможет развиться:
К сожалению, у самого общества и бизнес-среды в частности нет запроса на таких специалистов. В городе и области слабо развита предпринимательская культура. Все хотят жить одним днём и не хотят создавать прекрасное вокруг себя вдолгую. Поэтому в первую очередь нужен запрос от общества на изменение, чтобы оно требовало от бизнеса не получать прибыль здесь и сейчас, а вкладываться в перспективу, в развитие региона, в то место, где мы с вами живём. Но в данный момент такого запроса нет, но развивать его нужно.
Идея ЦРТ действительно хорошая, но до конца непонятная. Неизвестно, как она будет реализовываться, откуда появятся специалисты и кто станет владельцем арт-кластеров. А между тем специалисты обещали открыться уже в 2024 году. Хватит ли им времени? Посмотрим…
Вторая жизнь «заброшки»
Заброшенных зданий в Благовещенске много, и казармы - одни из них. В центре развития территорий решили подарить вторую жизнь именно им. Начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области Виталий Ребизант поделился мнением о том, можно ли использовать такую идею и для других зданий в регионе:
К сожалению, наши попытки заставить министерство обороны реставрировать эти здания успеха не принесли, они давно их списали с баланса, поэтому в такой ситуации пусть они лучше получат вторую жизнь таким образом. Вообще, на территории России давно реализуются такие проекты, потому что не всегда государство может профинансировать работы. И либо здание превратится в руины, либо получит вторую жизнь. В Благовещенске она часто даётся путём приватизации. Но не всегда может найтись инвестор. Поэтому хороши любые методы, которые помогут сохранить здание и его историческую изюминку. Но всё рассматривается индивидуально, особенно, если это объект культурного наследия. Например, надстроить два этажа в таком здании нельзя, а сделать внутреннюю перепланировку, если там нет ценных исторических интерьеров, вполне допустимо.
И хоть казармы объектами культурного наследия не являются, иначе просто так их преобразовать было нельзя, инспекция готова помочь. Виталий Александрович рассказал, что специалисты могут дать нужные рекомендации, проконсультировать по некоторым вопросам и даже помочь найти подрядчика для выполнения работ. И работать с инициаторами инспекция будет, заверил Ребизант.
Ещё больше интересного на портале 2x2.su