Как юнкера защищали Москву от большевиков в октябре 1917-го

105 лет назад в России произошло историческое событие – Октябрьская революция. Наиболее упорные бои за власть развернулись на московских улицах. Корреспондент «МИР 24» Анна Парпура об истории противостояния.

Как юнкера защищали Москву от большевиков в октябре 1917-го
© Мир24

Вступить в бой с правительством буржуазной диктатуры большевики призывали на страницах газеты «Рабочий путь». Среди жителей Москвы ее распространили 26 октября, это 8 ноября по новому стилю. В тот же день в городской Думе, сейчас здесь Государственный исторический музей, собирается экстренное заседание, где формируется штаб сопротивления большевикам, это и есть начало контрреволюционного белого движения.

«Само слово «белая гвардия», как считают исследователи, появилось благодаря студентам-добровольцам, в первую очередь студентам МГУ, которые формировали добровольческие отряды с белыми повязками на рукавах», – рассказала старший научный сотрудник Государственного исторического музея, кандидат исторических наук Ольга Гранкина.

С лозунгом «Свобода, равенство и братство» сторонники Временного правительства заняли позиции на площади Никитских ворот, на Остоженке, Пречистенке и Страстной площади. Почти не встретив сопротивления, юнкера взяли телеграф, почтамт и хитростью прорвались в Кремль. «Они находящемуся в Кремле гарнизону, состоящему из пяти рот 96-го полка, объявили, что вся Москва находится под контролем их сил и что они там одни остались. И предложили сложить оружие, обещая полное прощение. В Кремль юнкеров пустили», – рассказал историк Борис Юлин.

Тем временем большевики занимают позиции на крышах домов и обстреливают патрули юнкеров. С московских окраин в ряды большевиков прибывает подкрепление. Им выдали оружие, и центр превратился в побоище. Одной из главных арен схватки становится Тверская улица. Большевики идут на штурм Кремля. Снаряды пробивают часы на Спасской башне, повреждены зубцы Кремлевской стены. Ближайшие дома разрушены.

Один из снарядов угодил в этот трамвайный столб. Тогда бои шли за здание градоначальства на Тверском бульваре. Сейчас здесь Музей современной истории России. И столб – еще один его экспонат.

На площади у Никитских ворот вели огонь пять дней. Несколько ближайших домов сгорели полностью. Доска на здании театра хранит память об упорных боях революционных отрядов с юнкерами и белогвардейцами. Большевики требовали, чтобы белые покинули Кремль. В противном случае грозили расстрелять городскую Думу, где находился штаб сопротивления. Получили отказ. «Большевикам удалось взять Лефортовские артиллерийские мастерские вместе с пушками. А там были и трехдюймовые пушки, тяжелая шестидюймовая артиллерия. Прямой наводкой били по зданию Думы. Критических повреждений она не получила, потому что здесь необыкновенно толстые стены, металлические балки перекрытия», – отметила старший научный сотрудник Государственного исторического музея, кандидат исторических наук Ольга Гранкина. Вечером 2 ноября, по новому стилю – 15-го, военно-революционный комитет издал приказ о прекращении огня. После недели боев большевики взяли Москву. Количество погибших в эти дни до сих пор лишь приблизительное – около тысячи человек с обеих сторон.

«В двух братских могилах у Кремлевской стены, каждая 75 метров длиной, хоронили красные своих погибших, а через три дня белые своих погибших на братском кладбище, которое сейчас находится около станции метро «Сокол». И ничего радостного в этом не было. Никакой эйфории победы. Они хоронили своих убитых воинов, каждый из которых считал, что сражается за правое дело», – рассказала Ольга Гранкина.

На похоронах убитых сторонников белого движения был певец и композитор Александр Вертинский. После чего написал один из самых известных своих романсов «То, что я должен сказать».