Метро в деталях. Репортаж с экскурсии по новым станциям столичной подземки
«Москва с МКА» — это цикл, состоящий из 16 бесплатных экскурсий, организованных Москомархитектурой. Цель проекта — рассказать и показать горожанам, как и почему меняется российская столица, открыть для них новые локации и точки притяжения. Записаться на экскурсии можно на сайте Архсовета Москвы. Там же представлено полное расписание.
ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ
Мы побывали на экскурсии по открытым за последние годы станциям метро БКЛ и Солнцевской линии метро. В роли гида выступил историк архитектуры Александр Змеул. Часть станций, входящих в маршрут, расположены на территории Западного округа: «Кунцевская», «Давыдково», «Мичуринский проспект» Большой кольцевой линии, а также «Мичуринский проспект», «Озерная» и «Солнцево» Солнцевской ветки.
В отделке Кунцевской» БКЛ основной используемый материал – это серый терраццо. Квадратные колонны здесь чередуются с круглыми монументальными светильниками. Та же тема прослеживается и в вестибюлях.
ЧТО К ЧЕМУ
С платформы выходим на поверхность. Здесь гид обращает внимание всех на дизайн вентиляционных шахт. «Их цилиндрическая форма поддерживает идею светильников, которые вы видели на станции», - говорит Александр Змеул. Рассказывая об искусственно созданных холмах, он поясняет, что они выполняют две важные роли. Во-первых, это своеобразный буфер между пешеходным пространством и шумным Рублевским шоссе.
Кроме того, поскольку станция мелкого залегания, необходимо было создать определенное пространство для корневой системы высаженных на поверхности хвойных деревьев. Холмы – отличное для этого решение. В противном случае, корни со временем могли бы повредить инженерные коммуникации.
ЧЕСТЬ ГЕРОЯМ
Следующая наша остановка – станция БКЛ «Давыдковская» Свое название она получила по деревне, некогда существовавшей на этом месте.
Рядом со станцией располагается национальный центр МЧС. И ее оформление посвящено героической работе сотрудников спецслужб. На путевых стенах и в эскалаторных галереях белоснежные барельефы с изображением саперов, идущих по минному полю, пожарных, борющихся с огнем, водолазов, готовящихся спуститься под воду. Авторами барельефов являются белорусские специалисты.
В кассовом зале станции «Давыдково» расположено панно «Звезда спасения» скульптора Салавата Щербакова, созданное при участии его постоянного соавтора, архитектора Василия Данилова. Входя в зал, пассажиры видят слоган МЧС «Предотвращение, спасение, помощь» и восьмиконечную звезду - эмблему министерства. В ее центре расположена покровительствующая МЧС России икона «Неопалимая Купина». Во время открытия станции был проведен обряд ее освящения.
КИТАЙСКИЕ МОТИВЫ
С «Давыдковской» едем на станцию БКЛ «Мичуринский проспект». «Платформа оформлена в китайском стиле, поскольку данный участок строил китайский подрядчик с помощью своих пяти тоннелепроходческих щитов. К слову сказать, названы они были женскими именами, в честь героинь сериала «Папины дочки», популярного в Китае», - поясняет экскурсовод.
Красные, будто лакированные колонны, и вертикальные панели с китайскими узорами – основные элементы дизайна. «Красный цвет характерен для Китая. И, кроме того, он является отсылкой к оформлению станции «Мичуринский проспект» Солнцевской линии, на которую мы с вами и направляемся», - говорит Змеул.
ВЛИЯНИЕ РЕЛЬЕФА
По его словам, это станция-перевертыш. Если обычно служебные помещения располагаются под платформой, то здесь они находятся над ней. Еще одна особенность платформы – она полуподземная. Такой проект связан с особенностями рельефа.
«Автором яркого фасада и внутренней отделки станции «Мичуринский проспект» является Любовь Шурыгина. Она также оформила колонны на платформе «Озерной» и еще нескольких станций», - говорит эксперт.
БОЛЬШЕ СОЛНЦА
Конечным пунктом нашей экскурсии стала станция «Солнцевская». «Ее дизайн – результат победы в конкурсе архитектора Дмитрия Овчарова. Он работает над оформлением интерьеров, созданием арт-объектов, - говорит Александр. – Тема света пронизывает всю станцию Лучи изображены в виде вырезов на потолке. Здесь даже сидения совмещают в себе функцию светильников».
В наземные павильоны станции солнечный свет проникает через специальные отверстия в стенах и крыше. «Оригинальные конструкции вносят архитектурное разнообразие в достаточно типовую застройку района Солнцево», - считает Александр Змеул.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
После экскурсии мы пообщались с ее участниками. «Очень интересно. Есть возможность увидеть в обыденном нечто особенное, интересное. Ежедневно, проходя по станциям метро, мы не обращаем внимания на детали. А экскурсия – прекрасная возможность узнать о них», - считают Татьяна и Роман.
«Экскурсовод объяснял все очень подробно, и, в то же время, без какого-либо занудства. Мне понравилось, спасибо», - поделился своим мнением Андрей.