Выставка в Манеже Петербурга покажет русский провинциальный портрет как культурный феномен
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 октября. /ТАСС/. Выставка "Зерцало", открывшаяся в субботу в петербургском Манеже, познакомит публику с историей русского провинциального портрета и покажет его как культурный феномен. В экспозицию вошли около 100 полотен XVIII-XIX веков, которые предоставили 17 российских музеев.
"Почему провинциальный? Это не значит, что он <…> не такой важный, как светский портрет, например, Петербурга или Москвы. Ни в коем случае. Дело в том, что богатое провинциальное купечество тоже хотело оставить свой след в истории, хотело себя запечатлеть, но художниками выступали ремесленники, одаренные крепостные. Очень много работ здесь [созданы] неизвестными мастерами. Но самое важное, что отличает этот портрет, - это кладезь информации для этнографов. Люди представлялись такими, какими они были в реальной жизни, но те знаки, те символы, что они передавали вместе с этими портретами, являются основным источником информации, по которому мы можем судить об укладе, о быте, обычаях этих людей. Мы по всей территории России собрали этот уникальный жанр - русский провинциальный портрет, чтобы показать его как культурный феномен", - рассказала журналистам в преддверии открытия выставки и.о. директора Манежа Анна Ялова.
Проект создан совместно с Угличским государственным историко-архитектурным и художественным музеем, Государственной Третьяковской галереей и Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
"Зеркала эпохи"
В аванзале создатели выставки поместили парящую прозрачную башню. "Это некий символ уходящей патриархальной Руси. Башня или колокольня - намек на древнерусскую архитектуру. Она возносится вверх, не превращаясь в руины, она уступает место новому времени, новым канонам и новым эстетическим идеалам", - отметила куратор выставки Светлана Зенина.
Наряду с портретами частью композиции пространства выставки стали золотые зеркала - "зерцала". "В нашем понимании это обычный бытовой предмет, но для обывателя XVIII века этот предмет сложно входил в быт из-за того, что были суеверия, из-за того, что оптические свойства придавали ему определенную загадочность. Но в контексте выставки о зеркале мы говорим иное. Зеркало - это сиюминутный портрет современника. Портрет - это зеркало эпохи в образе портретируемых", - пояснила куратор.
Экспозиция состоит из 101 портрета. "На первом этаже мы представляем парадный портрет купечества. В трех камерных пространствах со сводчатыми потолками мы видим нарядных купчих с платками, шалями, дорогими украшениями, замысловатыми головными уборами. Здесь же мы видим купцов в чинных костюмах, со свитками, бумагами, часами - всем, что каким-то образом обозначает статус купца", - рассказала Зенина.
На втором этаже - два открытых пространства, где представлены портреты знати и духовенства. Авторами выступают, в основном, самобытные художники, ремесленники, которые, как отмечает куратор, "с большим вдохновением пытаются воплотить то, что ожидают от них портретируемые, и в результате появляются очень наивные и искренние портреты, очень душевные". Выставку сопровождает музыка современного российского композитора Александра Маноцкова, которая, по замыслу создателей проекта, эмоционально приближает зрителя к той эпохе.
В первый день работы выставки состоится лекция искусствоведа, старшего научного сотрудника экспозиционного отдела Угличского музея Светланы Кистеневой. Она расскажет о творчестве угличского художника Ивана Тарханова (1780-1848 годы): написанные им портреты городских обывателей сегодня хранятся в разных музеях страны, в том числе в Государственном Эрмитаже. Проект "Зерцало" можно будет увидеть по 4 декабря.