Войти в почту

Что от «Гоголь-центра» осталось в театре имени Гоголя?

В июле в театре на улице Казакова сменилось руководство, ушла команда, созданная Кириллом Серебренниковым. Новость широко обсуждала театральная Москва. В понедельник в обновленном театре прошел первый сбор труппы.

Что от «Гоголь-центра» осталось в театре имени Гоголя?
© BFM.RU

Театр имени Гоголя даже снаружи и в фойе не похож на «Гоголь-центр». Заменили решетки на входе, убрали красную символику, на афишах — новый логотип: профиль Гоголя на белом фоне с черно-синими вкраплениями. Некоторые работники гардероба были в белых футболках с надписью «Берегите ваши лица». Так называлась последняя премьера «Гоголь-центра» по одноименной пьесе Вознесенского. На вопрос, одобряет ли новое руководство старый мерч, сотрудники ответили, что многие из них работают последние дни.

Почти все ключевые актеры центра — Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Александр Горчилин, Семен Штейнберг, Ян Гэ — ушли. Многие уехали за рубеж. Осталась преимущественно пожилая часть труппы. Например, актриса Ольга Науменко, служащая в этом театре 50 лет:

— Есть артисты, которые бегают по театрам и ищут какое-то уютное место, привлекательного режиссера. Я, допустим, в этом театре с пеленок. Все режиссеры приходят и уходят. Я вот сейчас буду работать уже в четвертом театре только по одному адресу. При Борисе Гавриловиче Голубовском это был один театр, пришел [Сергей] Яшин — перевертыш, был совсем другой театр. Пришел Кирилл Семенович — была совершенно другая форма существования на сцене.

— То, что озвучено как новый манифест в театре имени Гоголя, идет полностью вразрез с тем, как коллектив жил почти десять лет.

— Кирилл Семенович [Серебренников] в оппозиции, он на все смотрит с точки зрения, как мы плохо в стране живем. А Яковлев Антон призывает к добру. Я больше люблю смеяться и желать людям доброго здоровья, счастья.

Другие актеры из старой труппы, с которыми я пыталась пообщаться, были менее словоохотливы. Кто-то не под запись сказал, что у них сегодня очень грустный день и многие были вынуждены пока остаться в театре.

Новый худрук Антон Яковлев, сын известного советского актера Юрия Яковлева, ранее поставил около 20 спектаклей в основном по русской классике в Малом театре, МХТ имени Чехова, РАМТ, в театре имени Вахтангова. На сборе труппы он зачитал манифест обновленного театра. Если коротко, то Яковлев против «зашедшей в тупик постмодернистской философии». Он хочет вернуться к некой «глубинной искренности» и создать театр, который, по его словам, был бы «свободен от сиюминутной общественной конъюнктуры». Вот что он сказал после сбора труппы:

Антон Яковлев режиссер «Всего у нас сейчас в труппе, наверное, 60 с лишним человек. Ушли где-то 11 или 12 человек. Все те, кто остался после встречи со мной, — если они остались, значит, они принимают тот путь, по которому я иду. Я абсолютно открыт: должны быть совершенно разные взгляды, разные артисты разных школ. У меня — я сейчас сосчитал — семь разных школ артистов. И питерские, и московские. Я говорил: не должно быть скучно, не должно быть вульгарно или пошло, не должно быть цинично. Такого вот авангардного нигилизма — вот этого не будет точно. Поскольку я в человека верю, я человека изучаю и хочу эту тему дальше вести. Мне кажется, это правильный путь, особенно сегодня, когда, если зрителю еще рассказывают, при всем том, что происходит вокруг, о том, что все плохо и будет еще хуже, и беспросветно, и так далее, — мне кажется, это абсолютно тупиковый путь. Все-таки театр должен помогать человеку, какую-то надежду давать».

Из планов Яковлева на сезон — самому поставить «Героя нашего времени», «Мюнхгаузена», «Соборян». Новый худрук хочет также приглашать молодых режиссеров, в том числе учеников Олега Кудряшова и Сергея Женовача.

В труппе — 25 новых актеров. Некоторые недавно выпустились из театральных вузов. Кто-то уже работал с Яковлевым в других театрах. Все старые спектакли убраны из репертуара. На большой сцене начнут репетировать в 2023 году, пока в основном зале будет ремонт.