«У столицы нет окраин». Директор Музея Москвы Анна Трапкова — о прогулках и новых выставках
Музей Москвы сегодня — не только выставки. Поклонники современного театра приходят сюда посмотреть спектакли известных режиссеров, а желающие ближе познакомиться со столицей отправляются на прогулки с москвоведами из городского экскурсионного бюро. Здесь погружаются в историю страны и города, а еще — делятся личными историями.
Директор Музея Москвы Анна Трапкова рассказала в интервью mos.ru о проекте, над которым музей работает вместе с жителями столицы, поделилась планами на новый выставочный сезон и объяснила, почему считает музей похожим на оркестр.
«Самые отдаленные районы не менее интересны, чем центр»
— Анна Владимировна, что такое Музей Москвы сегодня? Это музей, который сохраняет историю, или музей, обращенный в сегодняшний день?
— Музей Москвы не может работать только как исторический музей. Он отражает все многообразие городской жизни, отношение людей к истории, личной памяти. Наша задача — рассказывать о Москве всеми способами, чтобы постоянно расширять аудиторию. Я думаю, наша главная цель — чтобы каждый, кто хотел что-то узнать о Москве, понимал, что надо идти сюда.
— Сложно ли совмещать в музее и современное искусство, и фестивали, и москвоведение, и экскурсионную деятельность?
— Часто слышу, что Музей Москвы — это интересно, круто и очень современно. Я рада таким отзывам. Люди следят за музеем вне зависимости от того, что конкретно сегодня будет происходить: детский фестиваль, ярмарка или вернисаж. Такой и должна быть городская жизнь — каждый раз будто интересное приключение. За время директорства я стала еще более осознанно и внимательно ходить по улицам города, обращать внимание на какие-то вещи, которых раньше не замечала: мемориальные таблички, доски, QR-коды, которые помогут прочесть историю домов.
— Где вы сами любите гулять?
— Мой любимый маршрут — от музея до Арбата, по Денежному и Плотникову переулкам. Сердце Москвы. Еще один маршрут — от Большого театра до музея. Обожаю гулять по своему родному району Перово, там много неочевидных достопримечательностей. Люблю открывать новые, необычные места — и мне нравится, что это можно сделать благодаря нашему экскурсионному бюро. В 2022 году бюро начало работать по запросу: поступает много заявок от людей, которые хотят прогуляться по своему району и узнать о нем что-то новое. Мы считаем, что у Москвы нет окраин и самые отдаленные районы не менее интересны, чем центр.
«Каждый человек, который живет в нашем городе, — важен»
— Проект «Москва без окраин» как раз нацелен на вдумчивое исследование разных районов и создание посвященных им выставок. Вы уже исследовали Таганский район, Преображенское, Капотню. Что на очереди?
— Для нас очень важно охватить районы, которые находятся в разных частях города. Поэтому на очереди Арбат — центральный, легендарный район, квинтэссенция «московскости». Мемориальный музей в каждом втором доме, у каждого здания — уникальная история! Начиная изучать их, мы всегда приходим к личным историям москвичей.
На выставке про Таганку, например, были представлены детские сандалии одного из жителей района. Экспонат сопровождал текст, в котором мужчина рассказывал, как маленьким ходил в них, перепрыгивал через лужи. Вот она, личная история, от которой сжимается сердце. Просто мурашки по коже, когда думаешь, что город детства всегда будет жить в воспоминаниях.
Проект «Москва без окраин» показывает, что каждый человек, который живет в нашем городе, важен. Жителей районов мы приглашаем к сотрудничеству через наш сайт, социальные сети, районные библиотеки, дома культуры.
— Они охотно идут на контакт?
— Да. Например, готовить выставку «Преображенка» нам помогали около 50 жителей района. Люди любят исследовать свои семейные истории, обожают вспоминать, и для них очень важно делиться этими знаниями. Начиная проект, мы понимали, что рассказать о районе можно, только если использовать одновременно и связанные с ним литературные тексты, и личные истории, и музейные предметы.
Эти выставки, бесплатные для посетителей, проходят в самом маленьком зале музея, на площади всего 100 квадратных метров. Но каждая содержит впечатляющее количество историй. В исследовательскую группу входят куратор Алиса Савицкая, куратор и социолог Полина Жураковская, антрополог Мария Сакирко и москвовед, руководитель нашего филиала — музея «Садовое кольцо» — и городского экскурсионного бюро Андрей Клюев.
— Музей «Садовое кольцо» недавно вошел в состав Музея Москвы. Какие перспективы это открывает?
— В ближайшем будущем мы планируем открыть там новый поток нашей образовательной программы «Москвагид» для обучения экскурсоводов. «Садовое кольцо» очень удобно как центр экскурсионной жизни. Сейчас готовится несколько проектов, один из них связан с Сухаревой башней — хотим сделать посвященную ей постоянную экспозицию.
«Никогда не поздно проявить талант»
— Из чего сегодня состоит коллекция музея?
— В ней 800 тысяч единиц хранения. Это большой археологический фонд, фонд документов, где есть отдельные личные фонды важных деятелей Москвы и известных купеческих семей. Есть фонд живописи, графики, плакатов, открыток, фотографий. У нас есть снимки таких значимых фотографов, как Борис Косарев, Борис и Ольга Игнатович, и многих других. Мало кто знает, что у нас в коллекции есть живописные работы Ивана Айвазовского и Роберта Фалька. Коллекция музея похожа на сокровищницу — исследуя ее, можно найти действительно интересные и ценные вещи.
У нас хранится уникальный фрагмент ткани из гробницы сына Ивана Грозного, царевича Ивана. Его нашли при археологических раскопках в Кремле в 1960-е годы. Сейчас фрагмент реставрируют специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Позже мы будем использовать ткань в постоянной экспозиции музея для временного экспонирования.
Большую часть предметов мы получаем от горожан, и это очень важный момент. Недавно вдова фотографа Николая Рахманова — автора работ о советской Москве 1970-х годов — передала нам его снимки и негативы, их больше 20 тысяч.
— Что готовит музей в новом выставочном сезоне? Каких экспозиций ждать?
— Центральная выставка года — «Дом моделей. Индустрия образа» — должна открыться в декабре. Она расскажет о главных столичных институтах моды XX века — ателье мод, Доме моделей на Сретенке и Общесоюзном доме моделей на Кузнецком Мосту. Куратор Ксения Гусева сейчас изучает архивы. В экспозиции мы задействуем документы, фотографии, эскизы, выкройки и, конечно, костюмы из нашей коллекции и многих других музеев — и городских, и федеральных. Мне кажется, эта тема очень актуальна, ведь большое внимание в Москве уделяется развитию креативных индустрий и работе с модельерами, дизайнерами.
7 сентября открылась выставка «МиГ», организованная совместно с проектной школой для подростков «Каскад», постоянным резидентом Музея Москвы. Третий год подряд участники под руководством кураторов и художников работают в музее и представляют индивидуальные проекты. А 14 сентября откроется ярмарка молодого современного искусства Blazar — и мы сможем увидеть, чем похожи и чем отличаются подходы профессиональных, состоявшихся художников от тех, кто только начинает художественную карьеру.
Наше сотрудничество с «Каскадом» в этом году расширяется. В День города на ВДНХ мы провели первый набор на курс медиаискусства и паблик-арта. Подростки будут осваивать проектное мышление, 3D-моделирование. Задача курса — сделать музей открытым для самой тонкой и ранимой аудитории, показать, что он может быть настоящим вторым домом для подростков.
— Работаете вы не только с молодежью. В этом году в Центре Гиляровского открылась мастерская художников, в которой участники «Московского долголетия» творят под руководством известных российских художников. Проект будет продолжаться?
— Мы давно сотрудничаем с проектом «Московское долголетие» и сейчас с нетерпением ждем выставку по итогам работы мастерской. Мы привыкли как-то сегментировать: вот это дети, подростки, а это пожилые люди. Нужно, чтобы музей был пространством для самореализации людей всех возрастов. Неважно, сколько тебе лет, — никогда не поздно проявить свой талант. Может быть, в следующем году придумаем что-нибудь, чтобы «смиксовать» подростков с людьми «серебряного» возраста.
«“Практика” — идеальный партнер»
— Музей Москвы — это не только выставки. С некоторых пор он ассоциируется и с современным театром. Как началось сотрудничество с театром «Практика»?
— Этот проект стал естественным продолжением сотрудничества музея с крупными театральными режиссерами. Когда мы узнали, что «Практика» закрывает здание на ремонт и ищет площадку, я сразу же позвонила художественному руководителю театра Марине Брусникиной и пригласила ее сюда. Это было не самое простое перемещение — все-таки стационарная театральная сцена имеет преимущества перед музейной. Но я хочу сказать, что «Практика» для нас оказался идеальным партнером: молодой театр, работающий с городскими темами, очень гибкий, соответственно, и зритель этого театра такой же.
— Сотрудничество продолжится, когда он вернется домой?
— Да, мы точно продолжаем сотрудничество. Но театральная страница в жизни музея не ограничивается «Практикой». Мы увеличиваем число наших резидентов. Для нас всегда очень важно, чтобы новые творческие команды приходили в музей, поэтому мы будем продолжать эту работу. Например, Центр Вознесенского предложил перенести в нашу Аудиторию два спектакля — «РыСи» и «Дебаркадер». В октябре в Музее Москвы пройдет одна из постановок Международного фестиваля современной хореографии Context — премьера спектакля «Явь» хореографа Анны Щеклеиной, ставшей победителем проекта Context Symphony. Еще одним резидентом станет мастерская Кудряшова, ее артисты покажут спектакли «Созвездия», «YouTube / В полиции», «Вон там», «Приоткрытый микрофон», «Дождь в Нойкёльне» и «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании».
— У Музея Москвы несколько филиалов, где постоянно что-то происходит: выставки, лекции, спектакли. Как вам удается управлять этим огромным организмом?
— Сейчас в музее работают почти 300 человек. В этом году ему исполняется 126 лет, и все это время он существует благодаря не директорам, а людям, которые приходят сюда чуть ли не со студенческой скамьи и остаются если не навсегда, то надолго. У нас есть такие ценные сотрудники, которые работают в музее 10-летиями. Наши археологи, реставраторы — блестящие специалисты. Это же могу сказать о хозяйственных службах, охране. Музей Москвы я сравнила бы с прекрасным оркестром. Наверное, задавать тон, быть дирижером — это и есть роль директора.