Войти в почту

Юго-запад в стихах и прозе. Лев Толстой, Борис Пастернак и Кир Булычёв – о нашем округе

Юго-запад Москвы по-настоящему богат культурным наследием. Оно отражено не только в архитектуре старинных усадеб, прекрасных скульптурах и памятниках, но и на страницах произведений писателей мировой величины. Историк и краевед из ЮЗАО Михаил Коробко рассказал о том, в каких книгах упомянут наш округ.

Юго-запад в стихах и прозе. Лев Толстой, Борис Пастернак и Кир Булычёв – о нашем округе
© Обручевский меридиан

СМЕРТОНОСНЫЙ ДИРИЖАБЛЬ

«ЮЗАО – это очень яркая культурная территория, относящаяся к разным временам и эпохам, – говорит Михаил Юрьевич. – С одной стороны, это старинные усадьбы и храмы, с другой – советское наследие. Не везде у нас всё-таки есть места, которые упоминаются в таких хрестоматийных произведениях, как «Война и мир». В этом плане юго-западу, конечно, очень повезло».

Действительно, у Льва Толстого в «Войне и мире» есть эпизод, когда Пьер Безухов едет в усадьбу Воронцово.

«В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага», – повествуется в книге.

Речь идёт об усадьбе на территории современного Воронцовского парка. В 1812 году она принадлежала княгине Александре Волконской, которая сдала её московскому губернатору Николаю Обрескову.

«Именно он разместил в усадьбе немецкого изобретателя Франца Леппиха, обещавшего сделать дирижабль, который будет поливать огнём вражеские войска, – объясняет Михаил Коробко. – Почему было выбрано Воронцово? На тот момент в усадьбе ещё существовала турецкая крепость, а вдоль крепостного вала со стеной шёл ров. Охранять это место было довольно легко. Впрочем, проект Леппиха потерпел фиаско, и перед сдачей Москвы мастерская в Воронцове была ликвидирована».

История с таинственным воздушным шаром также нашла отражение в книге Елены Ленковской «Повелители времени. Спасти Кремль» и в произведении Владимира Орлова «Лягушки». Кроме того, знаменитую усадьбу упоминает Иван Шмелёв в книге «Лето Господне».

«В то время Воронцово превратилось в популярную дачную местность, – рассказывает историк. – Об этом, например, свидетельствует то, что сюда из Москвы ходили линейки – длинные телеги, запряжённые лошадьми, прообраз автобуса. Между современной улицей Архитектора Власова и парадным двором усадьбы было более десятка дач. Шмелёв описывает, как его отец приехал туда, чтобы снять дом. На обратном пути произошла катастрофа – лошадь понесла и сбросила его».

Также в «Лете Господнем» упоминаются Черёмушки. Отец Шмелёва направляется туда за цветами и берёт с собой сына.

«Село Черёмушки было одним из ближайших населённых пунктов к Москве, там часто устраивали праздники и конные скачки, – говорит Михаил Коробко. – Конная прогулка Шмелёва с отцом, скорее всего, проходила по современному Загородному шоссе и Большой Черёмушкинской улице». Также речь об этом районе идёт в книге Михаила Коршунова «Дом в Черёмушках».

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ШТИРЛИЦ?

Говоря о том, в каких произведениях упоминается наш округ, необходимо обратить внимание на стихотворение Бориса Пастернака «Липовые аллеи». Известно, что поэт в 1957 году отдыхал в санатории «Узкое», который расположен на территории современного района Ясенево. Это удивительное место Пастернак увековечил в следующих строчках:

Ворота с полукруглой аркой. Холмы, луга, леса, овсы. В ограде – мрак и холод парка, И дом невиданной красы.

Ворота, о которых пишет поэт, сохранились по сей день. Они находятся на пересечении улицы Профсоюзной и Санаторной аллеи.

«Эта арка называется «небесные ворота», – говорит историк. – До застройки района, если ехать из узкого, сквозь арку хорошо было видно небо, отсюда такое название».

По словам краеведа, когда Пастернак пишет «дом невиданной красы», речь идёт не об архитектуре усадьбы, а о наполнении здания. Узкое – одна из редких усадеб, где в интерьере сохранились старые предметы, принадлежавшие бывшим владельцам – князьям Трубецким.

«Для Пастернака эта усадьба – значимое место, ведь там умер великий русский философ и мыслитель Владимир Соловьёв, – рассказывает Михаил Коробко. – у Сергея Трубецкого, брата владельца усадьбы, есть произведение «Смерть Владимира Соловьёва», где он описывает эти события». Кстати, о «небесных воротах» повествуется и в знаменитой саге Юлиана Семёнова, посвящённой Штирлицу. Отец будущего разведчика гуляет с сыном по аллеям усадьбы. Узкое нашло яркое отражение и в книге Кира Булычёва «Заповедник для академиков». Писатель сам отдыхал здесь и в своём произведении рассказал о жизни советских учёных в усадьбе.

А БЫЛ ЛИ КОНЬ?

Семён Кирсанов в поэме «Калужское шоссе» рассказывает историю о том, как императрица Екатерина великая проезжала через деревню Коньково. Согласно повествованию, в этом месте её конь оступился и упал. Некоторые местные жители склонны полагать, что именно из-за этого случая деревня получила своё название – Коньково.

«Конь царский пал. Ему воздвигнуть изваянье. «Коньково» дать сему селению названье», – пишет Кирсанов.

Однако историки опровергают этот факт.

«Кирсанов создал красивый образ, – говорит Михаил Коробко. – Известно, что императрицы Екатерина Вторая и Елизавета Петровна проезжали эту деревню, однако случай с конём – просто легенда».

Кстати, в Конькове в сквере рядом с храмом Троицы расположен загадочный белый обелиск. Никто точно не знает, в связи с каким событием он был там установлен. Местные жители приписывают возникновение памятника той самой народной истории с царским конём. Любопытно, что в деревне конь-колодезь в Липецкой области установлен почти такой же обелиск.

«Там народная молва тоже говорит о царском коне, но на сей раз упоминают императора Петра Первого», – рассказал историк.

ЛЕСКОВ И МАЛОЕ ГОЛУБИНО

Отсылки к нашему округу есть и у великого русского писателя Николая лескова. один из героев его произведения «Человек на часах», Николай Миллер, – реальная историческая личность. он владел усадьбой Малое Голубино, от которой сейчас в районе Ясенево сохранились Голубинский пруд и небольшая природная территория. В рассказе лескова Миллер описан как участливый командир, который пожалел солдата, попавшего в трудную ситуацию. Следует также отметить, что известный писатель леонид андреев, пользовавшийся большой популярностью в начале ХХ века, снимал дачу в Южном Бутове. Леонид Николаевич написал множество рассказов и пьес. Впервые дачу в Бутове писатель снял в 1903 году. Здесь он создал рассказ «На станции», запечатлев в нём местный вокзал. С этим районом у Андреева были связаны тёплые воспоминания. На даче в Южном Бутове он бывал регулярно. Сын писателя Даниил написал в автобиографии, что именно здесь в последний раз он видел отца.

АЛЕКСАНР АНДРУЩЕНКО