Кому нужен новый автобусный маршрут А-4 в Нижнем Новгороде

Кому нужен новый автобусный маршрут А-4 в Нижнем Новгороде
© В городе N

В последний день ушедшего лета в Нижнем Новгороде заработал новый автобусный маршрут А-4. Он призван заменить троллейбус № 31 на участке от площади Минина и Пожарского до площади Горького, а также помочь гражданам доезжать до метро.

Идея обеспечить нижегородцам былой комфорт достойная, но вот сами горожане скептически отнеслись к ее реализации.

Один из главных вопросов пассажиров — можно ли было направить подвижной состав на другие маршруты, чтобы разрешить ситуацию и в остальных районах города? Ведь доехать от стен Кремля до площади Горького, и, например, до Щербинок — миссии принципиально разного уровня сложности.

Чем недовольны люди?

Оценить востребованность «четверки» мы решили после того, как на прошлой неделе читатель поделился с нами забавным наблюдением. Он заметил, что большой низкопольный автобус нового маршрута отходит от остановки «Площадь Минина и Пожарского» пустым, а также прислал фото.

На часах был седьмой час вечера. Время, когда нагрузка на транспорт, на мой взгляд, достаточно серьезная, сказал Виктор, наш читатель.

Другие наши подписчики тоже не совсем поняли, зачем был введен этот маршрут, а также обозначили более актуальные, на их взгляд, проблемы нижегородского общественного транспорта.

Маршрут длиною в пять остановок это, безусловно, шедевр Зачем-то убрали за время пандемии множество других маршрутов, которые были очень востребованы. Просто шикарно, слов нет, написала Наталья Романова.

Юлия Фурашова предположила, что цель «четвёрки» — создавать положительное впечатление о городе у приезжих:

Туристы будут думать, что в городе всё хорошо с общественным транспортом.

В комментариях под постом об этом маршруте в сообществе «Новая маршрутная сеть Нижегородской агломерации» горожане отметили, что задачу подвоза граждан до станции метро уже реализуют некоторые другие автобусы. Они также сравнили общественный транспорт в городе с «издевательским квестом».

Впрочем, помимо недовольных должны быть и те, кому новый маршрут действительно нужен. Но прежде чем мы своими глазами оценим, каково число перевозимых пассажиров, предлагаем познакомиться с «четверкой» получше.

Факты о новом маршруте

В связи с долгожданным строительством метро в Нижнем Новгороде был сокращен путь следования популярного у нижегородцев троллейбуса № 31. Ранее он связывал противоположные точки Нагорной части, следуя в Щербинки от площади Минина. Теперь же он отправляется от площади Горького.

В часы пик ранее спокойно занять место в подобном транспорте можно было зачастую только на площади Минина. Если пассажир садился в троллейбус или автобус, например, у аквапарка или хотя бы на улице Горького, свободных мест ему никто не гарантировал.

Сейчас нагрузка легла на автобус № 1 от площади Минина, а вот те, кому он неудобен, не слишком-то хотят утруждать себя пересадками.

А-4 представлен на маршруте двумя автобусами. Они курсируют в пиковые часы — с 6:00 до 10:30 и с 14:45 до 19:20 с интервалом 12–13 минут. По словам заместителя директора ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» Дмитрия Рябушева, в первый день маршрутом воспользовались около тысячи человек, всего было выполнено 92 рейса.

Путём несложных расчётов (с учётом минимальной погрешности) можно понять, сколько в среднем пассажиров пользовались автобусом за один рейс, если верить данным — 10–11 человек. Напомним, что на маршруте находятся вместительные низкопольные автобусы, в которых при особом старании может уместиться до ста человек.

Так ли много пассажиров на самом деле?

Диапазон действия «четверки» ограничен пиковыми часами, что, казалось бы, должно играть в пользу ее наполняемости. Вот только не все пассажиры знают о значительном перерыве в следовании А-4. Проконсультироваться и получить подсказку можно в том числе в колл-центре по вопросам новой маршрутной сети, телефон +7 (831) 422-28-25. Отметим, что туда мы дозвонились без особых проблем и достаточно быстро получили нужную нам информацию.

До того, как в рейс после перерыва ушла первая за последний час «четверка», мы оценили, насколько востребован другой транспорт по числу пассажиров, которые садятся в него на первой остановке.

Так, «единица» (пл. Минина — Окский берег) заполнилась полностью. В троллейбус № 13 (пл. Минина — Щербинки через улицу Бекетова) село порядка 15–20 человек. Аналогичная картина наблюдалась и с троллейбусом № 17 (пл. Минина — Кузнечиха-2). Большой популярностью здесь пользуется «гармошка» А-68 (пл. Минина — Космическая), в которую село порядка 20 человек. Даже следующие в депо троллейбусы забирают с остановки по 5–8 человек.

А-4, как мы могли заметить, такого ажиотажа не вызвал. Наш корреспондент стала одним из двух пассажиров, которые вошли в автобус на площади Минина. К месту назначения он довез в общей сложности трёх пассажиров, прокатив по пути четырёх контролеров. Одна из женщин, сев в салон, поспешила покинуть его, узнав, что через пару остановок маршрут достигает конечной точки. В обратный путь тот же автобус с площади Горького уехал и вовсе пустым.

Спустя примерно полчаса, уже ближе к вечерним часам пик, корреспондент совершила ещё одну поездку, но на этот раз с площади Горького до Кремля. Уже в самом начале повторился инцидент с пассажирами, которые по ошибке сели в «четвёрку» и поспешили выйти, узнав, что автобус просто курсирует между двумя не слишком удаленными друг от друга точками.

Стоит признать, что в дождь в салон село куда больше людей — примерно семь человек у станции метро «Горьковская». До конца маршрута доехали трое.

И тут встает вполне резонный вопрос — так ли необходим этот маршрут, чтобы восполнить обрезанный кусок пути троллейбуса № 31?

Мы нашли читателей, которые пользовались этим троллейбусом и спросили у них, испытывают ли они дискомфорт от того, что теперь преодолевать часть пути им предлагают при помощи «четвёрки».

Честно говоря, я всегда приходила на площадь Минина с одной целью. Чтобы сесть в пустой троллейбус. Дело в том, что если этого не сделать, на других остановках иногда приходилось попадать в жуткую давку. Поэтому теперь я просто отправляюсь с другой остановки. Что же касается маршрута А-4, я считаю, что его можно заменить на маленький автобус. Такой, какой используют маршрутчики. А этих оранжевых гигантов пустить, например, в Щербинки. Думаю, нижегородцы скажут «спасибо», рассказывает жительница Приокского района Ирина Кулёва.

Я работаю на Большой Покровской, как раз в самом центре улицы. Поэтому для меня нет особой разницы, на какую из двух площадей идти после смены. Конечно, я лучше буду уезжать с площади Горького, так как тратить время на дополнительную езду по центру города мне ни к чему. В целом маршрут А-4 странный. Может быть, студентам будет полезен — до «Макдака» ездить, — говорит Виктория Т.

Однако нашлись и те, кто новый маршрут воспринял тепло. Нижегородка по имени Анастасия считает, что разгружать другие автобусы сейчас как никогда важно, и даже одна лишняя единица транспорта в этом деле способна помочь.

Давайте не будем забывать, что в те же самые троллейбусы садится очень много людей, которым вовсе не нужно ехать до конца маршрута. Пусть лучше они будут пользоваться «четвёркой». Я живу в Автозаводском районе и мне действительно важно без проблем добраться до ближайшей станции метро, когда я нахожусь в центре города. Но дело в том, что я вряд ли специально буду ждать «четвёрку». Если поедет другой автобус, я воспользуюсь им. Хорошо, что интервал движения на новом маршруте маленький, ведь осенью ждать на ветру никто не хочет.

Что в итоге?

Вот и получается, что многим пассажирам вовсе не так важно, откуда отправляется привычный транспорт, если речь так или иначе идёт о центре города. А вот пункт его назначения уже в разы важнее, особенно для жителей периферии. И, судя по всему, потребность без проблем добираться домой после тяжелого рабочего дня «четвёрка» удовлетворяет не в полной мере.

Идея подвозить пассажиров до единственной в Нагорной части станции подземки также заслуживает уважения. Однако можно заметить, что далеко не все искренне неё верят. Ведь речь не идёт о какой-то удалённой точке, до которой людям без дополнительных мер сложно добираться. Выходит, что «четверка» должна была стать чем-то вроде московских аэроэкспрессов, которые помогают пассажирам домчаться до аэропортов, экономя и нервы и время.

Два автобуса могут показаться не такой уж существенной частью подвижного состава в Нижнем Новгороде, если не помнить о статистике. Как сообщил директор Центра развития транспортных систем Артем Бафанов в ходе заседания оперштаба по вопросам транспортной реформы, после запуска в городе новой маршрутной сети на дорогах работало только 65% общего автопарка предприятий. 

В полной мере свой транспорт на маршруты выпускал только «Нижегородэлектротранс», а вот в ГП НО «НПАТ» и у частников назрели проблемы. У первых — огромная недостача водителей. Вместо требуемых 1431 человека трудоустроены только 868. На линию должен выходить 531 автобус, но на самом деле их только 370. Кондукторов тоже не хватает.

Вряд ли аргументы о сложной ситуации с транспортом в других районах оказались бы достаточно сильными, если бы автобусы маршрута А-4 заполнялись как минимум наполовину. Ну, а пока они являются идеальным местом для социофобов — если вам комфортно ездить в обществе двух-трёх пассажиров вместо доброй сотни, добро пожаловать в А-4.