Стрит-арт в России: прошлое и настоящее
Граффити – довольно новое явление для нашей страны. Хотя, строго говоря, первыми отечественными граффитистами можно считать авангардистов 20-х годов, оформлявших фасады зданий в стиле супрематизма. Оригинальные граффити на стенах домов, авторами которых становились никому не известные уличные художники, в России появились лишь в начале 1980-х годов. В 1990-х в стране уже проводились конкурсы стрит-арта, а в 2000-х в Санкт-Петербурге прошел первый международный фестиваль граффити.
Однако, разумеется, молодежная субкультура, пришедшая с Запада, долго считалась явлением андеграундным, принималась в штыки. Первые безымянные фрески на стенах домов или брусчатке площадей приравнивались, скорее, к извечным письменам на заборе и карались властями как акт вандализма. Но время шло, стрит-арт развивался семимильными шагами, настоятельно требуя к себе внимания городских властей. И вот законы появились, но, как часто у нас бывает, вместе с ничего не значащей мазней под одну гребенку безвозвратно уничтожались и бесценные авторские работы.
Не зарастет народная тропа, или «Неубиваемые» граффити в Санкт-Петербурге
Эта история со знаковым граффити в Северной столице получила большую общественную огласку. Началась она с того, что в Санкт-Петербурге на улице Пестеля в прошлом году закрасили граффити с изображением поэта Иосифа Бродского, которое появилось там в канун 80-летия поэта, 24 мая 2020 года. Портрет был нанесен на ограждение школы, напротив дома Мурузи, где он жил и где находится его музей. Автор граффити − художник Олег Лукьянов – применил технологию «urban-фреска», и хотя портрет получился невероятно гармоничным – как-никак, копия снимка Бродского 1989 года итальянского фотографа Грациано Аричи, - руководство школы №189, поддержанное городской администрацией, закрасило его на следующий же день. Счистить портрет не получилось - фотораспечатка пластифицируется и как бы «переводится» на стену. Однако портрет Бродского, как говорится, успел запасть в душу народа – на место стали приходить люди, как почитатели таланта Бродского, так и фанаты Лукьянова, и писать на месте стертого граффити стихи и цитаты из его стихотворений. На утро все снова исчезало под краской, а на следующий день возрождалось вновь. Необычайное упорство публики подогрело видео процесса нанесения портрета поэта на школьный забор, которое транслировалось в прямом эфире аккаунта музея в соцсетях. Фото граффити разлетелось по интернету. На некоторое время шедевр даже снова проявился на улице Пестеля: некий энтузиаст прокатил по городу световую проекцию портрета Бродского, в конце поездки направив его на место знаменитого граффити. Третье пришествие Бродского на берега Невы состоялось в июле того же 2020 года – на этот раз граффити с изображением поэта появилось на одной из крыш дома возле площади Пяти углов. А недавно на той же многострадальной улице Пестеля появилось граффити с певцом Юрием Шатуновым - портрет музыканта выполнен все в той же лукьяновской технике urban-фрески... Как сложится судьба этого граффити, тоже незаконного, пока неизвестно.
О благоустройстве в городе Москве
Между тем юридические нормы, в соответствии с которыми государство решает, быть или не быть тому или иному авторскому рисунку на стене здания, у нас в стране действуют, хоть и не так давно. 30 апреля 2014 года был принят закон «О благоустройстве в городе Москве», предписывающий согласование надписей и изображений, которые планируется нанести на нежилые здания, строения и МКД, с уполномоченным органом. С помощью данного законопроекта город боролся с несанкционированной рекламой – в соответствии с буквой закона все изображения на стенах домов, которые не были согласованными с правительством Москвы, владельцев зданий обязывали закрасить своими силами. В случае, если такие работы проводились за счет мэрии, администрация обязывала собственников недвижимости перечислить деньги в столичный бюджет в судебном порядке. Наказание же за рисунки экстремистского и аморального характера, а также за любое творчество, которое наносится на стены без согласия владельцев недвижимого имущества, предусмотрено статьей 214 УК РФ «Вандализм», которая в лучшем случае грозит уличному художнику штрафом в сумме 40 тысяч рублей, которые могут исчисляться и в виде трех месячных доходов осужденного, и путем выполнения обязательных или исправительных работ. В некоторых случаях возможно наказание в виде лишения свободы сроком до трех месяцев. Если же такое деяние совершалось группой лиц по политическим и идеологическим мотивам, то им может грозить ограничение или лишение свободы на срок в три года.
Исполняя новый закон, в 2020 году коммунальщики закрасили граффити в Нагорном районе Москвы, на котором были изображены советский летчик-космонавт Юрий Гагарин, собаки-космонавты Белка и Стрелка и советская космическая ракета «Буран». Рисунок в рамках конкурса граффити, посвященному 50-летию полета первого землянина в космос, на стену тепловой будки в 2010 году нанесли студенты факультета дизайна Московского Университета Госуправления. Ребятам были выделены краски, кисти и малярные костюмы от муниципалитета. Перед тем как нанести знаменитый рисунок, будущие дизайнеры закрасили надписи на стене, сделанные местными вандалами. Ровно десятилетие портрет Гагарина на Нагорной радовал столичных жителей, был популярен у молодежи, возрождая в россиянах чувство гордости за страну, и был уничтожен как раз в преддверии 60-летнего юбилея полета Гагарина в космос. За осень 2020 года все несогласованные граффити в Москве закрасили в массовом порядке, никаких мер к авторам рисунков предъявлено не было.
Так же было и в случае с екатеринбургским «Супрематическим крестом» художника-каллиграфа Покраса Лампаса, нанесенным на площади Первой Пятилетки на Уралмаше – рисунок, который занимал более 6,5 тысячи метров, в июле 2019 году во исполнение нового закона был беспощадно заасфальтирован городскими коммунальными службами на следующий же день. Так же безмолвно и без наказаний была уничтожена работа австралийского художника-монументалиста Финтана Маги в центре Москвы на Рождественке – там коммунальщики закрасили граффити «Послание», на котором Маги изобразил девушку, бросающую в воду бутылку с посланием внутри. Художник нарисовал это граффити на столичном фестивале уличного искусства в 2014 году. В ноябре 2019 года в Челябинске была уничтожена талантливая работа Владислава Одегова «Девушка с караваем», над которой художник вместе с помощниками работал больше месяца. Ночью 16 ноября 2019 года местное рекламное агентство «Метро» закрасило рисунок, который занимал всю стену пятиэтажного здания и якобы был согласован с мэрией. Челябинцы считают, что граффити не было согласовано, а стену дома мэрия продала рекламщикам в обмен на обязательства, которые взяла на себя компания, по благоустройству территории и самого дома. В течение 2019-2020 годов по стране прокатилась уже волна наказаний – за незаконно нанесенные на дома рисунки граффитистов стали судить.
Закон о вандализме и статьи КоАП
О случае такого уголовного наказания за нанесение граффити, вынесенного Вахитовским районным судом города Казани, рассказал руководитель юридической компании S&K Svoboda Герман Салказанов. «По фабуле дела ситуация следующая: трое лиц в составе группы нанесли надписи маркерами, красками на зданиях, относящихся к объектом культурной собственности, – то есть действия квалифицируется как вандализм группой лиц (ч. 2 ст. 214 УК РФ и ч. 1 ст. 243 УК РФ). Судом было установлено, что подсудимые действовали в рамках реализации своего преступного умысла, направленного на осквернение зданий и сооружений, порчу имущества в общественных местах, вместе с тем относительно исторической и культурной ценности объектов проявляли безразличное отношение. Они фактически не задумывались о последствиях совершаемого деяния, хотя с учетом индивидуальных, исторических особенностей зданий и сооружений, визуально явно отличающихся от массовых и стандартных построек, их места расположения, возможность причинения вреда исторической и культурной ценности объектов должны были допускать. С учетом положительных данных о личности подсудимых, совокупности смягчающих обстоятельств, отношения к содеянному, а также принципа справедливости, суд считает возможным назначить Бескровному И.Д., Шагиеву К.М. и Карташову О.А. каждому по преступлению, предусмотренному частью 2 статьи 214 Уголовного кодекса РФ, наказание в виде ограничения свободы, а по преступлению, предусмотренному частью 1 статьи 243 Уголовного кодекса РФ, наказание в виде штрафа, при определении размера которого суд учитывает тяжесть совершенного преступления, имущественное положение подсудимых, которые молоды и по состоянию здоровья могут иметь регулярный и стабильный заработок». То есть для всех участников этого дела суд определил наказание, предусмотренное ч. 2 ст. 214 УК РФ, в виде лишения свободы на год условно – с отбыванием по месту прописке и обязанностью не выезжать за пределы территории Набережных Челнов, не менять место жительства без согласия надзорного государственного органа и являться на регистрацию в указанный орган 2 раза в месяц, а по ч. 1 ст. 243 Уголовного кодекса РФ в виде штрафа в сумме 50 тысяч рублей. «Считаю, что подобные санкции не будут способствовать уменьшению случаев вандализма, а также порчи объектов культурного наследия, данный вопрос необходимо доработать законодательно и возложить все действия относительно него на органы исполнительный власти на месте», – заключил юрист, комментируя данное судебное решение.
Так или иначе, но случаи уголовного наказания граффитистов у нас в стране остаются единичными, в основном же несогласованная деятельность уличных художников регулируется статьей 7.17 КоАП РФ, которая предусматривает штраф за незначительное повреждение чужого имущества в размере от 300 до 500 рублей. Гораздо реже применяется статья 20.1 КоАП РФ, предусматривающая наказание за мелкое хулиганство – от 500 до 1000 рублей штрафа или арест на срок до 15 суток. Штраф возрастает до 2 500 рублей, если нарушители окажут неповиновение.
Месседжи мира и добра
В наши дни народные фрески получают новое – гражданское и патриотическое – звучание и признание народа. Во времена эпидемии появились граффити, прославляющие профессию врача, спасающего человеческие жизни и мир от эпидемии. После публикации в Сети ролика, снятого в украинском селе, на котором пожилая женщина выходит с Красным Знаменем Победы встречать российских солдат, в разных населенных пунктах России и Украины стали появляться граффити с изображением бабушки-патриотки. Рисунки появились на стенах домов в Новосибирске и Екатеринбурге, Ялте и подмосковном Реутове, Белгороде и Ярославле, Мурманске и Воронеже, Чите и Москве. Незадолго до своего ухода с должности Дмитрий Рогозин пообещал, что изображение пожилой женщины с Красным знаменем в руках появится на корпусе ракеты-носителя «Роскосмоса».
Граффити в Московской области
Развито искусство стрит-арта и в Подмосковье. Граффити, посвященные спорту, очень распространены в Одинцово, Железнодорожном и Химках. В Одинцовском районе два масштабных граффити, посвященных Эльбрусу, украшают стены тоннеля при въезде на территорию Одинцовского парка культуры, спорта и отдыха. Здесь в 2019 году проводился международный конкурс граффити. В микрорайоне Новая Трехгорка было выделено более 30 домов с глухими фасадами. Самым главным шедевром конкурса стал портрет Юрия Гагарина, нанесенный на 60-метровую стену жилого дома. Его выполнил итальянский мастер уличной графики Йорит Агоч. Всего художники расписали в горокруге 33 фасада зданий и стену длиной 600 метров. Сегодня Одинцово – своеобразный музей граффити под открытым небом.
Много красивого стрит-арта и в Химках – изображения слонов, зебр и антилоп на стенах многоэтажек на улице Горшина, олененка, лисы и медведя на доме в ЖК «Город набережных». Именно в Химках можно увидеть уникальное граффити художницы Lu Blue «Чудо» площадью 156 квадратных метров с изображением девушки и дельфинов, нанесенное на стены трансформаторной будки, а также талантливые работы других авторов – портреты собачек-космонавтов Белки и Стрелки, появившиеся на улице Молодежной еще летом 2015 года, граффити космонавта, больше похожее на мозаику, которое красуется на стене дома, расположенного между улицами Кирова и Правобережной.
В Софрино жители сами разработали и воплотили в жизнь проект черно-белых граффити Пушкина и Есенина, а также русского философа Ивана Ильина, рядом с портретами софринские художники разместили краткую информацию о каждом изображенном человеке. В Ивантеевке уличные художники раскрасили автобусные остановки – на улице Толмачева на стенах остановочного пункта они нарисовали поле и деревенские дома вдалеке, на Советском проспекте изобразили парковую аллею, а на остановке «Детский сад» – парусники и пляж.
В Дубне можно увидеть оригинальные авторские работы местной знаменитости художника-граффитиста Бориса Макарова – изображения ученых‐физиков, философов, астрономов – 10 узнаваемых персонажей, среди которых портреты Сократа, Галилео Галилея, Николая Коперника и других исторических мировых знаменитостей, нанесенные на бетонное ограждение, которое тянется от местного книжного магазина. Сам книжный магазин местные граффитисты украсили забавными изображениями персонажей великих произведений прошлого, снабдив их философскими надписями-афоризмами. На фасадах домов подмосковного Рошаля в рамках первого арт‐фестиваля «Город‐сад» появились огромные красочные натюрморты с яблоками и изображения влюбленных детей.
Проект «Лица Подмосковья»
Весной 2022 года в Московской области был реализован проект, посвященный стрит-арту – «Лица Подмосковья». Проект получил грантовую поддержку из Фонда президентских грантов, его куратором выступил НКО «Арион», а партнерами - «Волонтеры Подмосковья». По задумке авторов «Лиц Подмосковья» в разных населенных пунктах по всей Московской области решили создать 15 больших рисунков в стиле граффити. Первое изображение – огромный портрет великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского – было нанесено на стену жилого дома в Зарайске. Вторым стал портрет композитора Якова Флиера, выполненный в жанре граффити в Орехове-Зуеве на здании рядом с торговым центром «Капитолий», расположенном на улице, названной в честь музыканта.
По словам директора НКО «Арион» Алексея Горбачева, граффити – это искусство, через которое молодежь реализует себя, а в рамках проекта речь идет об исторической памяти, когда молодые художники создают портреты известных личностей, героев своего и нашего времени, чья жизнь и деятельность связана с Московской областью. Сами же участники проекта отметили, что портрет Достоевского в Зарайске ими готовился 6 дней и это была титаническая работа.
Сегодня отношение к граффити в России меняется – все больше талантливого стрит-арта появляется на улицах российских городов. Веяние превращается в культурное движение, инициирующее и творческий порыв, и гордость за талант соотечественников, своеобразным и масштабным, а самое главное, доступным для последующих поколений россиян способом, увековечивающий память о наших героях, знаковых для России личностях и событиях. Эта память должна перейти нашим потомкам – а потому, может, стоит уже сохранять наше граффити-наследие, приравняв уличное творчество в России к виду поистине народного искусства.