Войти в почту

Как шло строительство на самом трудном участке Москвоского метрополитена

Уже почти 100 лет газета «Вечерняя Москва» рассказывает читателям о том, как развивается столичный метрополитен. Накануне столетия редакция вспоминает, как «Вечерка» освещала строительство и работу московской подземки на заре своего существования.

Как шло строительство на самом трудном участке Москвоского метрополитена
© Вечерняя Москва

В четверг, 19 августа 1934 года, читателям «Вечерней Москвы» рассказали, как контролируется строительство Московского метрополитена.

Когда вышел номер газеты, как раз начались работы на одном из самых сложных и ответственных участков. Специалисты вели соединение с дистанцией № 1 и шахтой № 22 метрополитена. Строителям предстояло проложить тоннель между путепроводом железной дороги и станцией подземки «Комсомольская площадь». Газета сообщала все технические подробности: «Проходку среднего и верхнего горизонтов (в замороженных грунтах) надо произвести таким образом, чтобы не допустить осадков и разрушения дома № 6 на Каланчевской улице».

Именно на это обстоятельство обратили внимание товарищ Никита Хрущев, в то время занимавший пост руководителя партийной организации столицы. Он лично посетил строительство. Следующие слова, которые хоть и не выделены как цитата в тексте статьи, можно с большой вероятностью приписать Хрущеву: «Кессонная группа уже имеет большие достижения в прокладке тоннеля на труднейшем участке линий метро первой очереди. Эти достижения приведут к цели только тогда, когда тоннель соединится непрерывной линией со станцией «Комсомольская площадь» и с тоннелями Мясницкой улицы».

Ежедневно в газете публиковались сводки о результатах работ — количество вынутого грунта и уложенного бетона. Доставалось опаздывающим по срокам. «Отстают в укладке бетона Фрунзенский радиус, дистанции № 1 и № 2, шахты Арбатского радиуса», — писала газета.

В ходе строительства метро случались и забавные случаи. В этом же номере газета сообщает, что при разборке дома №28 по Мясницкой улице, где должен быть построен вестибюль станции «Мясницкие ворота», которая сегодня называется «Чистые пруды», в полу одной из квартир была обнаружена большая банка из-под какао. Когда ее вскрыли, оказалось, что вместо порошка там хранилось несколько тысяч американских долларов крупными купюрами. И это еще не все. В квартире подпольного миллионера были найдены векселя иностранных банков и 100 тысяч рублей царскими еще деньгами. Хозяин богатства остался неизвестен. Что стало с долларами, газета тоже не написала.

Был опубликован и утвержденный проект художественного оформления станции метро «Кропоткинская площадь». Станция сегодня называется «Кропоткинская», а внешний облик ее тот же, что был задуман архитекторами Душкиным и Лихтенбергом: белые потолки и колонны из крымского мрамора.

ЦИФРА

262 метра тоннелей метрополитена было готово и принято комиссией за первые десять дней августа 1934 года.

КСТАТИ

Поэт 1930-х годов Семен Кирсанов в своем творчестве уподобил выбеленные потолки станций метрополитена сметане. Одной из станций, которая вдохновила его на это сравнение, была как раз «Кропоткинская», где белые капители колонн отражали свет.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

Станция «Библиотека имени Ленина» сохраняет свое первоначальное название, несмотря на то что сама библиотека еще в 1992 году сменила название на «Российская государственная библиотека».