Войти в почту

«Станция слушает!»: Главархив - о развитии телефонной сети столицы на рубеже XIX - XX веков

В 1881 году в Российской империи было подписано высочайше одобренное положение Комитета министров «Об устройстве телефонных сообщений» и уже спустя полгода правительство утвердило «Основные условия устройства и эксплуатации городских телефонных сообщений в России». Первый частный контракт с Телеграфным департаментом заключил инженер Фон Баранов, получив право на строительство телефонных сетей и их эксплуатацию в течение 20 лет в пяти городах России: Петербурге, Москве, Риге, Одессе и Варшаве. Именно с этой компанией связано начало истории телефонии в стране. В Главархиве хранятся документы и снимки, рассказывающие о работе и развитии телефонии Москвы в предыдущих столетиях.

«Станция слушает!»: Главархив - о развитии телефонной сети столицы на рубеже XIX - XX веков
© Главное архивное управление города Москвы

Одним из главных условий заключения контракта на открытие телефонной станции для инженера Фон Баранова стало ежегодное отчисление 10% от абонентской платы в пользу государственной казны. Также по истечении срока концессии, 1 ноября 1901 года, все телефонные сооружения коммерсанта должны были быть безвозмездно переданы правительству, кроме того, власти оставляли за собой право после семи лет эксплуатации выкупить телефонные сети. 

 

Работы по строительству линейных сооружений шли быстро, но именно в Москве телефоны зазвонили раньше, чем в других городах: газетные заметки оповестили об этом уже в июне 1882 года, а в июле произошло открытие телефонной станции в пятиэтажном доме «чайного короля» Константина Попова на Кузнецком мосту – одной из самых оживленных улиц города.

Первый абонентский список был опубликован в «Московских ведомостях» от 11 июля 1882 года и состоял из 26 номеров. К концу года в нём уже значилось 224 абонента, а через два года их число увеличилось вдвое. 

Среди первых абонентов были торговый дом «Братья К. и С. Поповы», Московское страховое общество, правления Московской, Рязанской и Курской железных дорог, Товарищество Даниловской мануфактуры, а также московские семьи Абрикосовых, Трамбле, Дэпре, Кноп, Вогау, Дангауэр и другие. 

Первым руководителем московской телефонии был коллежский асессор по фамилии Ярошка. В это время жители узнавали о важнейших событиях, происходивших в системе станции, со страниц справочной книги «Вся Москва». 

Установка первых телефонов была делом непростым: одно техническое устройство весило более 8 килограммов. Процесс соединения клиентов сети был не менее сложным и осуществлялся при участии телефонных «барышень» - телефонисток, каждая из которых обслуживала определённую группу абонентов. Существует миф о том, что в объявлении на телефонную станцию приглашали людей с длинными руками, ведь переключение коммутатора порой требовало не только сноровки, но и физических данных. 

В 1890-х годах, во время пребывания на посту городского головы Николая Алексеева, телефонизация постепенно вышла за пределы центра города того времени, охватив Крестовскую, Рогожскую, Дорогомиловскую заставы и Поклонную гору. 12 мая 1890 года загородная телефонная сеть Москвы от частных лиц перешла в ведение Московского почтово-телеграфного округа. 

В мае 1897 года началось строительство первой междугородной телефонной линии Санкт-Петербург–Москва, самой протяженной в Европе – более 600-верстовой. 31 декабря 1898 года телефонное сообщение между двумя столицами было открыто. Московская междугородная станция располагалась на Мясницкой улице, в здании Центральной телеграфной конторы. 

В ноябре 1901 года «Международная компания телефонов Белла» передала Московскую сеть с 2860 действующими телефонами её новому владельцу – Шведско-Датско-Русскому телефонному акционерному обществу, которое  строило более совершенную сеть. Днём рождения Центральной телефонной станции принято считать 30 октября 1904 года, но фактически эта дата отмечает лишь ввод в действие первой очереди – коммутаторного зала «А».

На фотографии, предоставленной Главархивом Москвы, здание Центральной телефонной станции Датско-Шведско-Русского телефонного акционерного общества. По сей день можно увидеть уникальную отделку постройки в Милютинском переулке. На ней в середине фасада здания симметрично расположена арка из красного гранита. Самая интересная особенность арки - это гротескные скульптурные физиономии, ведущие разговоры по телефону.

Телефон вскоре стал доступен москвичам со средним достатком. Коммерческая выгода совпадала с общественными задачами развития телефонной сети в городе по принципу: «Телефон в каждый дом!»

В 1909 года было установлено 28 телефонов-автоматов в городской черте и 17 – за его пределами. В 1912 году аппаратов было уже 60, а в 1915 году – 93. «Медный пятачок» – таким было официальное название городского таксофона, а плата за разговор составляла 10 копеек.

С 1901 по 1916 год Московская городская телефонная сеть по техническим возможностям, оснащению и объёму абонентской базы была превращена в хорошо отлаженное современное предприятие, одно из лучших в Европе. К концу 1916 года она насчитывала 60 200 номеров, а количество обслуживаемых абонентов составляло 55 088.

14 января 1917 года Московская городская телефонная сеть была официально передана российскому правительству и перешла в ведение Московской городской управы, ответственной за всё городское хозяйство. Фотографии из фондов Главархива Москвы также иллюстрируют работу и развитие телефонии Москвы в XX веке.