Роман с жизнью: 90 лет назад родился поэт Евгений Евтушенко
В Музее современной истории открылась экспозиция, посвященная Евгению Евтушенко. На ней представлены личные вещи поэта, черновики его стихов и произведения искусства, которые дарили Евтушенко их создатели: Пикассо, Шагал, Пиросмани. Побывала на выставке корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
Каждый свой день рождения Евгений Евтушенко отмечал в России. Даже когда перебрался работать в Штаты, в середине июля обязательно устраивал поэтические вечера в политехническом музее.
Как в 1960-х, когда Окуджава, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина и Евтушенко, будто рок-звезды, начали собирать огромные залы и стадионы.
90-летию со дня рождения поэта посвятили выставку. В ней наброски стихотворений, стенограммы выступлений, посвященных Маяковскому и Солженицыну, и фотографии, которые Евтушенко сделал сам во время путешествий по России и миру.
«Для нас была важна личность Евгения Александровича как поэта, как гражданина, как человека, который любил свою родину и очень хотел процветания своей стране и счастья людям, которые здесь живут», – отмечает генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова.
Евтушенко родился в небольшом сибирском городке с поэтичным названием Зима. В 1950-х вихрем ворвался в поэзию. Без аттестата, в обход правил, поступил в литературный институт. Правда, через пять лет Евтушенко отчислили за инакомыслие. Но это не мешало ему печататься, ездить по всему миру, дружить с писателями и художниками Пикассо, Шагалом. А однажды Макс Эрнст предложил выбрать что-нибудь из его картин в подарок. Евтушенко понравилась работа «Вопрос насекомого».
«Он сказал: «Если ты угадаешь смысл, я ее подарю». Евгений Александрович угадал. Мы все, люди, находимся в болоте, из которого пытаемся выбраться, из повседневного. Величие художника определяется тем, может ли он над этой суетой возвыситься, устремиться вверх», – объясняет Ирина Великанова.
Многие рифмы Евгения Евтушенко появлялись за этим столом с фотографиями жены и детей, с видом на лес в Переделкино.
«Один раз мы были на кухне, я разогревала суп. И тут мы заговорили про Грушинский фестиваль, как встречались с Городницким. Оборачиваюсь, а перед ним лежит желтая салфетка и ручка. И он пишет. Говорит, стихи про Сашу Городницкого», – вспоминает вдова Евгения Евтушенко Мария Евтушенко.
В чем только не обвиняли Евтушенко: и в попсовости, и в подражании Маяковскому, и в политической незрелости. В 1974-м он позвонил Андропову, чтобы защитить Солженицына.
Его, такого громкого и неудобного, любил народ. Стихи запоминались сразу и навсегда. Ведь это он и про себя написал: «Поэт в России – больше, чем поэт».