Историческую реконструкцию в Петербурге посвятили 80-й годовщине пуска блокадного трамвая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 апреля. /ТАСС /. Блокадный трамвай стал главным участником постановки-реконструкции посвященной 80-летию запуска регулярного движения электротранспорта в осажденном Ленинграде, тогда весной 1942 года он был предвестником победы, сейчас является символом героизма людей, продолжавших работу в тяжелейших условиях. Об этом, отвечая на вопрос ТАСС, сообщил заместитель директора по организации перевозок и управлению на транспорте СПб ГУП "Горэлектротранс" Евгений Власов.
"Мы хотели, чтобы этот день остался символичным и подрастающее поколение помнило, какой ценой далась нам эта победа, благодаря чему город выжил в это время, и чтобы ветераны <...> знали, что мы о них помним. Сегодня день символичный - 80 лет назад был запущен в осажденном городе блокадный трамвай. Все поняли, что город продолжает жить, и трамвай стал своеобразным символом", - сказал он
Власов также рассказал, что за всю историю трамвайного движения в Петербурге оно прекратилось лишь однажды - 8 декабря 1941 года, когда из-за бомбежек остановилась подача электричества. 8 марта 1942 года работники трамвайно-троллейбусного управления приступили к восстановлению путей и инфраструктуры, и к 15 апреля город был очищен, восстановлена контактная сеть и тяговые подстанции, был пущен первый трамвай. В то время в Ленинграде иного транспортного сообщения не было, и трамвай стал единственной возможностью обеспечивать перевозку людей и раненых с линии фронта.
"Проемы окон зашивались фанерой, устанавливались двухъярусные кровати вдоль проходов, и таким образом трамвай превращался из пассажирского или грузового в санитарный, который был способен перевозить несколько десятков раненых. Маршрут создали до линии фронта и перевозил раненых до госпиталя", - добавил Евгений Власов.
Восстановление трамвайного движения
Константин Шпиллер помнит до сих пор рассказы своего отца, который до последних лет жизни проработал директором Василеостровского трамвайного парка, в годы войны именно он запускал и готовил блокадный трамвай.
"Восстановление трамвайного движения для города имело большое значение, потому что передвигаться было не на чем, когда возник вопрос о восстановлении трамвайного движения, началась очень кропотливая работа. Трамвайный парк был в ужасном состоянии и его необходимо было приводить в порядок. Наносилась маскировка, ремонтировали двигатели, работали молодые ребята 15-17 лет или женщины. Все прекрасно понимали, если пойдет трамвай, это вдохновит жителей города. Когда окончательно было принято решение, что 15 числа должны выйти вагоны, трудились по 12-14 часов, в парке был организован стационар", - рассказывает Шпиллер.
По его словам, выход трамвая для ленинградцев стал полной неожиданностью, и если раньше водитель давал звонок, когда трамвай трогался с остановки, то теперь это происходило, когда вагон выезжал из парка. Когда люди слышали этот звук, радовались и оборачивались, ведь это значило, что жизнь вернулась в город, как в мирное время. У жителей появилась возможность добираться до работы, трамвайные линии были проложены таким образом, чтобы люди с одного конца города могли попасть на другой.
"Каждый водитель и кондуктор, которые выезжали на линию, я считаю, выходили на передовую потому, что в любой момент могла начаться бомбежка, обстрел. Мужественно работали водители, часто во время сигнала тревоги они, предвидя обстрел, старались вывести людей из вагона, а сами продолжали движение, 66 человек погибли в годы войны на боевом посту. Немцам удалось разведать, карту расположения остановок и трамвайных парков, они специально их обстреливали. Зная об этом, водители старалась или проехать остановку, или не доехать, и это спасало человеческие жизни. Сначала на линии вышли трамваи с двумя вагонами, но потом все поняли, что это опасно, и стали ходить одиночки. Я считаю, что первый трамвай - это первая ласточка в нашей победе", - сказал он.
Управление старого и нового подвижных составов
По словам водителя трамвая Алексея Жихаревича, управлять техникой тех лет было намного проще, чем современным подвижным составом и это стало преимуществом.
"Управлять таким вагоном намного проще, поскольку современные напичканы электроникой и чаще ломаются, а здесь все понятно и в годы войны починить такой трамвай тоже было намного легче. Поскольку все мужчины ушли на фронт, водителями трамваев становились в основном женщины. Контроллер не очень легкий и крутить его женщине было непросто, за смену рука у нее уставала, но становилась сильнее. Отсюда даже пошло выражение "одной левой", потому что у женщин от этого становились сильными бицепсы на левой руке, даже хулиганов нетрезвых она легко из вагона могла выгнать", - сказал он.
Помимо реконструкции, в честь 80-летия пуска блокадного трамвая на Пискаревском мемориальном кладбище прошла акция Памяти. Ветераны и 300 учащихся из общеобразовательных учреждений возложили цветы к стеле, посвященной работникам трамвайно-транспортного управления Ленинграда, погибшим в годы войны, дети символично выложили трамвай из живых цветов. Директор СПб ГУП "Горэлектротранс" Денис Минкин сообщил ТАСС, что еще одним памятным мероприятием стало воспроизведение 7-й симфонии Шостаковича в трамваях и троллейбусах города.
Ранее в пресс-службе СПб ГУП "Горэлектротранс сообщили о том, что правительство Петербурга поддержало идею ветеранов "Горэлектротранс" выпустить на маршруты исторического центра трамваи, стилизованные под знаменитые ленинградские вагоны. В рамках первого этапа программы развития городского электрического транспорта "Сохраняя историю, движемся в будущее" до 2024 года в городе планируется обновить 289 трамвайных составов, из них 54 будут стилизованы.