Пункт управления метро: как устроен единый диспетчерский центр столичной подземки
В рабочий день Московский метрополитен перевозит в среднем 7,4 миллиона человек. Это огромный поток пассажиров, и главная задача города — обеспечить бесперебойную работу подземки и удобство для них. За этим стоят десятки специалистов, они круглосуточно следят за этим в едином диспетчерском центре (ЕДЦ). Зачем их всех собрали в одном месте, как координируется работа служб и что это дает пассажирам — в материале mos.ru.
Сердце и мозг метрополитена
Единый диспетчерский центр открыли в здании бывшего кинотеатра «Ереван» на Дмитровском шоссе. Внутри сохранилось мозаичное панно «Дары Армении» 1970 года, но в остальном это современное пространство, где круглосуточно работают около 230 человек, которые раньше трудились в разных районах города.
На видеостене главного зала на третьем этаже установлено 36 мониторов. Специалисты в режиме реального времени следят за обновлением графика движения поездов, данных о пассажиропотоке и количестве составов на линии и другой оперативной информации, объявлениями об изменениях движения, видео с камер наблюдения.
«Раньше коммуникация велась в основном с помощью телефона, а сейчас все важнейшие службы собраны в едином информационном пространстве. Если происходит какой-то сбой или инцидент, то об этом объявляет дежурный по метрополитену по громкой связи. Информация через соответствующих сотрудников сразу поступает специальным бригадам, которые оперативно решают задачу на месте», — рассказывает Андрей Жабин, первый заместитель начальника ЕДЦ, главный диспетчер метрополитена.
В одном зале находятся специалисты, которые отвечают буквально за все происходящее в метро, за каждое направление его работы. В первом ряду сидит сотрудник по внешним связям, который отслеживает сообщения о подземке в социальных сетях и медиа, а также представители дирекции обслуживания Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров, выше — специалисты отдела пожарной охраны и безопасности, службы подвижного состава, движения, пути, энергоснабжения и другие. Даже работу касс и автоматов по продаже билетов контролируют из единого центра.
Главное звено в этой системе — дежурный по метрополитену, который сидит в центре зала в красном кресле. Это самый важный человек в смене: он получает всю информацию о работе подземки и держит связь с Центром организации дорожного движения, полицией и спасателями. Именно дежурный контролирует, как будет отработан тот или иной случай. «Это очень большая ответственность. В первую очередь нужны стрессоустойчивость, знание технологий и специфики работы метрополитена», — делится Светлана Шитова, дежурный по метрополитену.
Для помощи диспетчерам в ЕДЦ разработана система поддержки принятия решений. В нее уже заложено более 130 сценариев, и она подсказывает оптимальный порядок действий. Кроме того, в центре контролируют трамвайную сеть — ее передали метрополитену в начале 2021 года. На стенах до потолка установлены большие экраны с оперативной информацией о движении трамваев и состоянии остановок.
Завершилась проходка тоннеля Троицкой линии метро на участке от «Новаторской» до «Бачуринской» Внутри зеркального шара: как работает центральный диспетчерский пункт на «Соколе»
Круги подземки
На втором этаже здания специалисты следят за работой конкретных линий метро. Для каждой ветки создан свой диспетчерский круг — отдельное рабочее пространство для группы специалистов, отвечающих за инфраструктуру и движение поездов.
«Уже готов такой круг для строящейся Троицкой линии. Пока там работают диспетчеры трамвайного движения. Всего для управления действующими и будущими линиями метро создано 16 диспетчерских кругов», — уточняет Андрей Жабин.
Диспетчеры в кругах смотрят за движением поездов, выполнением ими графика, управляют системами вентиляции, энергоснабжения и эскалаторами. В центре круга сидит диспетчер движения, у которого есть прямая связь с машинистами (для этого им достаточно нажать на педаль) и дежурными на станциях.
«Наша основная работа — контроль движения поездов, выполнение графика и оперативное реагирование. Если что-то случается, надо организовать движение, отправить восстановительные бригады и так далее. Самое главное — ответственность перед пассажирами. Все-таки ежедневно на метро ездят миллионы москвичей, и за каждого мы отвечаем», — уточняет Никита Савин, поездной диспетчер Большой кольцевой линии.
Перед каждым диспетчером есть график движения с запланированным и фактическим временем отправления составов. Здесь же ставят пометки, если были даны указания машинистам (например, задержаться на несколько секунд). В будущем этот график перенесут на интерактивные планшеты, а информация с них будет сразу поступать машинистам.
«Чаще всего расхождения с расписанием происходят в часы пик, когда пассажиры держат двери. Многие думают, что делают доброе дело, но на самом деле из-за экономии времени одного человека страдают остальные. Следующие поезда вынуждены подстраиваться под эту задержку, а это около 1300 пассажиров в одном составе (и около 1500 в новых составах “Москва-2020”)», — рассказывает Андрей Жабин.
У каждой ветки метро свои особенности. Так, Мария Амелина, поездной диспетчер Солнцевской линии, отмечает, что на ней работает в основном молодой персонал. «Диспетчером быть интересно. Необходимо изучать инструкции и четко им следовать. Мы стараемся поддерживать приветливые отношения с другим персоналом линии, все-таки они тоже несут ответственность на своих станциях. Это важно, чтобы сотрудники чувствовали поддержку поездного диспетчера, чтобы всегда была взаимовыручка. Нам всем надо быть собранными и спокойными, уверенными в своей работе, это необходимо в пассажирских перевозках», — говорит она.
Работа на пассажиров
Единый диспетчерский центр создан прежде всего для комфорта пассажиров. При скоплении людей на входе в метро или у касс диспетчеры могут перевести турникеты в реверсивный режим (работают как на вход, так и на выход), включить дополнительные эскалаторы или подать еще один состав. Перед массовыми событиями — футбольными матчами или концертами — в ЕДЦ создается специальный штаб, который следит за работой загруженных станций. Но возникают и необычные ситуации.
«Однажды у пассажирки из рук вырвалась собачка. Мы это заметили и предупредили машинистов поездов, которые подъезжали к станции, чтобы те были более бдительными и ехали чуть медленнее обычного, ведь животное могло прыгнуть на пути. В результате собака вернулась к хозяйке и все закончилось хорошо», — рассказывает Андрей Жабин.
Благодаря единому центру сотрудники метро могут быстрее и качественнее решать возникающие вопросы. За два года с момента его создания уже удалось сэкономить более 200 часов времени москвичей — все благодаря более быстрой реакции на любые возможные инциденты. Цифровизация не только облегчает работу сотрудников подземки, но и позволяет горожанам каждый день вовремя и с комфортом приезжать на работу и не опаздывать на встречи.