В этом году московскому электрическому трамваю исполнилось 123 года. Москвичи уже не могут представить город без этого вида общественного транспорта. Сегодня в столице более 700 трамвайных вагонов, которые ходят по 38 маршрутам. Больше половины из них — это современные трехсекционные низкопольные составы.
А началась история этого вида транспорта в 1899 году, когда 6 апреля в Москве торжественно открыли трамвайное движение. Первый электрический парк появился на Башиловке, в то время трамваи ходили от Бутырской заставы до Петровского парка. В 1911 году в городе заработал первый кольцевой маршрут А, который москвичи ласково прозвали «Аннушкой», и в том же году по улицам Москвы проехал последний вагон на конной тяге. Первые трамваи с электродвигателем развивали скорость до 27 километров в час против 10 километров в час у вагонов конки. Преимущество нового транспорта было столь очевидным, что электрический трамвай быстро вытеснил старые и медленные вагоны на конной тяге. Московский трамвай стал еще более быстрым и комфортным, а главное, экологичным.
Историческое депо
Строительство трамвайного парка на востоке Москвы на правом берегу Яузы началось в 1910 году. Изначально он носил название «Новосокольнический», но в августе 1921 года его переименовали в честь участника революционного движения Ивана Русакова. Его имя сегодня носит и набережная, на которой располагается депо.
С дореволюционных времен на территории остался фрагмент въездных ворот из красного кирпича 1912 года. Сюда въезжали все типы трамваев, когда-либо перевозивших москвичей, — БФ, КМ, МТВ-82, чешская «Татра-ТЗ» и другие модели, уже перешедшие в категорию ретро.
Сегодня историческое депо принимает самые современные трамваи — «Витязь-Москва». Первая партия «Витязей» поступила в 2019 году, и сейчас здесь обслуживают 120 инновационных составов. Они ходят по маршрутам №№ 12, 24, 34, 36, 37, 43, 45, 46, 50 в районах Соколиная Гора, Новогиреево, Метрогородок и других.
Чтобы принять современные трамваи, в ремонтной зоне депо совместно с Сокольническим вагоноремонтно-строительным заводом (СВАРЗ) построили четыре эстакады. Здесь осматривают и ремонтируют пантографы, то есть «рожки» трамвая, системы климат-контроля, проверяют работоспособность батарей питания «Витязей» и других его частей.
Климат-контроль, USB-зарядки и низкие полы
Первый трамвай выходит на линию в 04:00, когда большинство москвичей еще спят, а последний вагон заходит в депо в 02: 10.
«“Витязь-Москва” — это большой технологический скачок вперед. Трамвай кардинально отличается от своих предшественников и инновационным внешним видом, и внутренним содержанием. Главные отличия — большая вместимость за счет трех секций и низкий пол», — рассказал начальник трамвайного депо имени Русакова Алексей Бабин.
В «Витязе» 60 мест для сидения, возле каждого кресла у окна расположены USB-разъемы для зарядки мобильных устройств.
Особое внимание разработчики уделили людям с ограниченными возможностями здоровья.
«В каждой секции выделено место для инвалидных кресел-колясок и оборудованы ремни, с помощью которых пассажир может зафиксировать коляску. Их можно использовать для детских колясок и велосипедов. Кроме того, для заезда в вагон предусмотрены складные пандусы. На некоторых остановках трамвая в городе приподнятые платформы располагаются на одном уровне с полом вагона, и маломобильные пассажиры, пожилые люди, родители с детскими колясками могут без труда зайти в вагон», — подчеркнул Алексей Бабин.
Также «Витязь» может похвастаться адресным открыванием дверей. Нажав зеленую кнопку, пассажир сам открывает нужную дверь. Ниже располагается синяя — для маломобильных пассажиров. Более того, они могут получить услугу сопровождения на протяжении всего маршрута. Для этого нужно оставить заявку в центре обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена.
Еще одно преимущество «Витязей» — система климат-контроля для поддержания необходимой температуры в любую погоду. Благодаря ей зимой в вагонах тепло, а летом приятная прохлада. «Выйдя на линию холодным зимним утром, водитель включает климат-контроль, и всего через 10–15 минут температура в салоне становится комфортной», — отметил Алексей Бабин.
Бесшумные, экологичные, современные: сколько поездок совершают на трамваях «Витязь-Москва»Трамвайному депо имени Русакова исполнилось 105 лет
В депо заботятся о том, чтобы и внутри, и снаружи вагонов было чисто. Они обязательно проходят предрейсовый осмотр.
«За сутки каждый трамвай несколько раз моют и дезинфицируют. На конечной остановке в состав заходят уборщики и тщательно протирают его изнутри, — рассказал Алексей Бабин. — Особое внимание они уделяют местам, с которыми контактируют пассажиры. Самая тщательная дезинфекция проводится вечером, после заезда “Витязя” в депо».
Также трамвай несколько раз в сутки проходит технический осмотр. Специалисты оценивают не только техническое состояние вагона, но и так называемое культурное, то есть осматривают, к примеру, стекла на наличие сколов и трещин.
Слесари работают в депо круглосуточно — именно они ремонтируют вагоны. Чем больше пробег, тем более серьезное обслуживание ждет состав. Через каждые пять тысяч километров пробега в вагоне проверяют тормозную систему, освещение, подшипники и остальные системы по списку.
Комфорт и безопасность для водителей
Общественный транспорт столицы — это не только депо и трамваи, но и люди, которые ими управляют. Чтобы водители были на рабочем месте вовремя, за ними заезжают специальные автобусы и забирают прямо от дома. Перед работой каждый специалист обязательно проходит предрейсовый осмотр у медицинского работника, и в его путевке ставится печать о допуске в рейс.
«Витязь» удобен не только для пассажиров, но и для водителя. На внешней стороне трамвая по всему периметру установлены камеры, обеспечивающие обзор на 360 градусов. Видеонаблюдение есть и в салоне.
Кресло каждый водитель может отрегулировать под себя. Кстати, их здесь два — одно предназначено для ученика или инструктора. На широком подлокотнике располагаются основные кнопки управления: двери, свет, сигналы, поворотники, перевод стрелок.
В депо работают около 400 водителей, и большая их часть — женщины. Есть среди них те, у кого водительский стаж составляет более 40 лет.
Бесшумный, экологически чистый и перспективный
Трамвай — удобный и экологически чистый вид городского транспорта, который заслуженно полюбился москвичам. И сегодня столичный парк — один из самых молодых в Европе, а его большую часть составляет модель «Витязь-Москва». Кроме того, трамвай в столице постепенно «молодеет», его средний возраст — всего 3,5 года.
В прошлом году Москва закупила 71 новый состав и обновила парк на 87 процентов. В 2022 году в столицу планируют поставить еще более 40 «Витязей». Стоит также отметить, что Москва закупает новые вагоны у отечественных производителей. И в рамках контрактов жизненного цикла они в течение 30 лет занимаются сервисным обслуживанием и ремонтом.
Одно из главных преимуществ этого транспорта на дороге — возможность не стоять в пробках. Помогают быстро двигаться трамваям и светофоры со специальными датчиками, появившиеся в Медведкове, Строгине и других районах. Они разрешают движение трамваям и запрещают его машинам.
Трамвайная сеть тоже развивается: специалисты капитально ремонтируют пути, а там, где это возможно, обособляют их от машин. Благодаря этому, а также двум ступеням амортизаторов «Витязи» движутся очень тихо и, в отличие от предшественников, значительно меньше тревожат жителей домов, расположенных около трамвайных путей.