Учителя назвали произведения, которые стоит добавить в список обязательных для школьников
Что стоит убрать из обязательного списка литературы? Ваган, школьный учитель (24 года): Изучение литературы в школах всегда идет в хронологическом порядке - начиная с фольклора и заканчивая литературой XX века. Судя по моей практике, детям абсолютно не интересно читать древнерусскую литературу и фольклор. Они просто не понимают половины слов. Немногие также доходят до таких объемных текстов, как "Война и мир" или "Обломов". Результатом становится то, что они начинают воспринимать чтение как адский труд. Это прививает лишь ненависть и неприязнь к предмету. Елена, преподаватель ЛГУ имени А.С. Пушкина (45 лет): Школьникам 7 класса сложно понять, например, "Тараса Бульбу" и достаточно "специфичный" язык Николая Гоголя. У них нет необходимой читательской и историко-культурной подготовки. Старшеклассникам же сложно оценить философский смысл романов Федора Достоевского и Льва Толстого, хотя бы в силу недостаточного интеллектуального и жизненного опыта. Никита, репетитор по русскому языку и литературе (27 лет): Некоторые произведения, в том числе "Мертвые души", можно исключить. Они требуют более зрелого анализа и не могут быть вполне оценены школьниками. Анастасия, репетитор с более чем трехлетним стажем: Одно из самых нелюбимых произведений у выпускников - "Слово о полку Игореве". У него особый язык и стиль, вызывающий затруднение в восприятии и интерпретации у школьников. Впрочем, я бы не стала его убирать, - ведь иначе исчезнет целый раздел литературы. Патимат, преподаватель в школе Lancmanscool, стаж 23 года: Я бы ввела рассказы Льва Толстого для детей младших классов и среднего звена. А "Войну и мир" оставила бы для ВУЗов, - дети не читают. Произведения Василия Шукшина, в том числе рассказ "Срезал", изучаемый нынешними семиклассниками, перенесла бы на 9-й класс. Они для более зрелых подростков. Еще бы я исключила недостоверную информацию о биографии писателей и поэтов. Например, о смерти Сергея Есенина. Какие произведения стоит добавить? Ваган: Есть альтернатива школьным произведениям в зарубежной литературе. Это и "Таинственный остров" Жюля Верна, и "Остров Сокровищ" Роберта Стивенсона, и "Мартин Иден" Джека Лондона. Из более современного старшеклассникам будет полезно и интересно почитать "Дом, в котором" Мариам Петросян. Это увлекательная вселенная с гармоничным сочетанием фантастики и реальности. "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения" Фредрика Бакмана, мне кажется, тоже заинтересует юного читателя. Елена: Вполне уместно добавить зарубежных авторов: например, Чарльза Диккенса, Джека Лондона, Курта Воннегута и Джорджа Оруэлла. Никита: В список стоит включить гуманистическую литературу, например, Эриха Марию Ремарка. Самим же школьникам, по моим наблюдениям, интересно читать антиутопии. Анастасия: Я бы добавила в качестве необязательной литературы произведения зарубежных авторов: Александра Дюма, Виктора Гюго, Джейн Остин, Джорджа Оруэлла, Чарльза Диккенса, Марка Твена, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера и Джека Лондона. Работы этих авторов помогут ребятам в формулировании аргументов в сдаче ЕГЭ. Патимат: Хотелось бы добавить в школьную программу произведения Людмилы Улицкой и Анатолия Алексина. Зачем нужен кодификатор по литературе - и стоит ли его вообще менять? Ваган: Список обязательного чтения прежде всего нацелен на создание общего культурного пространства для граждан одной страны. Он создает у обучающихся на одном языке некий общий корпус текстов, знакомый каждому. Но я бы предложил заменить некоторые сложные и порой утомительные произведения другими текстами этих же писателей: вместо "Бориса Годунова", например, читать увлекательные "Маленькие трагедии" того же Александра Пушкина, а вместо "статичного" "Обломова" Ивана Гончарова - динамичный "Обрыв". Елена: Единой программы по литературе все-таки не существует, поэтому менять нечего. Подход в изучении определяется личностью и профессионализмом конкретного педагога. Никита: На мой взгляд, все же стоит корректировать и сам список, и вообще - подход к изучению. Надо учитывать изменения в психике и миропонимании у современных школьников. Анастасия: Когда я сама готовилась к ЕГЭ по литературе, читала произведения, не входящие в кодификатор. Они мне и помогли написать сочинения и развернутые ответы.