Советское время оставило на карте столицы имена знаменитых женщин-революционеров, летчиц, ученых и художников. Но история женских топонимов Москвы началась гораздо раньше. В городе всегда можно было найти названия, связанные с именами почитаемой святой или же влиятельной домовладелицы. Они остались даже в названиях нескольких московских районов.
Накануне 8 Марта мы поговорили о женских топонимах с краеведом и главным редактором журнала «Московское наследие» Филиппом Смирновым.
Марья, Марфа и Варвара
Название одной из самых древних улиц — Варварки — связано с памятью о великомученице Варваре.
«Наиболее значимыми ориентирами в городе дореволюционной эпохи были культовые сооружения. Конечно, люди использовали для этого известные всем здания, которые стоят на своем месте много лет. Улице Варварке дала название церковь Великомученицы Варвары у Васильевского спуска. Точно так же, как соседняя улица Ильинка названа по имени церкви Ильи Пророка», — рассказывает Филипп Смирнов.
Позже по тому же принципу в центре Москвы появились Большая Екатерининская улица и Елизаветинский переулок — здесь находились одноименные институты благородных девиц. А Ксеньинский переулок получил название благодаря Ксеньинскому ремесленному приюту.
Еще один подход — владельческий, когда местность получает название по имени своего хозяина. Именно так, считают историки, на карте появились названия некоторых районов. Скажем, Марьино — это деревня, предположительно названная в честь княгини Марии Ярославны, матери Ивана III. Название Марфино — память о Марии, жене владельца этих мест боярина Вельяминова, которая после пострига приняла имя Марфа. Есть несколько версий происхождения названия «Марьина роща». Его связывают и с женой боярина Федора Кошки, и с атаманшей разбойников, и с прекрасной Марией, легенду о которой пересказал Василий Жуковский.
Кстати, и название Лаврушинского переулка произошло от фамилии влиятельной домовладелицы Анисьи Лаврушиной. «Условно, если Петров владеет всей улицей или большей ее частью, люди начинают говорить “сходите к Петрову”, а от этого получается название улицы — Петровка. Здесь работает тот же принцип. Но зачем нам другая Петровка?» — поясняет Филипп Смирнов.
От «Шелепихи» до «Зюзина»: откуда происходят названия станций московского метро Великая улица, Кривогрузинский переулок и Собачья площадка: забытые топонимы Москвы
Героини нового времени
В XX веке при присвоении названий улиц и площадей использовались уже другие подходы. На карте города стали увековечивать имена самых ярких представителей времени. Среди них было немало женщин, боровшихся за свои права.
«Здесь и Надежда Крупская, и Инесса Арманд. Они были уверены, что роль женщины поменялась и больше домохозяек не будет. Их завоевания начали отмечать в названиях улиц. Это не только вопрос внутреннего самосознания, но и в какой-то степени рассказ о том, как мы живем», — отмечает краевед.
Сначала улицы стали называть в честь революционерок. Одна из них — Люсик Люсинова, ее имя носит улица в Замоскворечье и Даниловском районе — Люсиновская. Историю этой девушки сегодня мало кто помнит, а ведь в 1917 году она стала одной из первых жертв революции в Москве. «Анастас Микоян вместе с товарищами тогда организовал снабжение столовой Московского коммерческого института из Закавказья. Бакинские огурчики и помидорчики вместо салфеток они прокладывали листовками. Люсинова брала эти листовки и распространяла их на заводе Михельсона и на других предприятиях Замоскворечья. Она погибла в одном из уличных боев и была признана жертвой революции», — рассказывает Филипп Смирнов.
Некоторые добивались таких профессиональных успехов, что их имена тоже оказались увековечены в памяти города. Так случилось, например, со знаменитыми летчицами Валентиной Гризодубовой, Полиной Осипенко и Мариной Расковой, которые установили рекорд по дальности перелета среди женщин.
Полине Осипенко удалось даже пожить на улице со своим именем. В 1939 году в ее честь переименовали Садовническую улицу, а прежнее название восстановили только в 1994 году.
Память о подвигах
Не могла не отразиться на московской топонимике и Великая Отечественная война. Еще с 1940-х годов улицам начали присваивать имена ее героев, среди которых тоже было немало женщин.
В Вешняках появилась улица в честь легендарного снайпера Алии Молдагуловой. Во время войны она окончила снайперскую школу, которая находилась в этом районе на улице Юности. Алия попала в первый набор и сразу после обучения отправилась на фронт. Она уничтожила десятки солдат противника и погибла в бою.
Улицу в Красносельском районе назвали в честь партизанки-разведчицы Маши Порываевой. В этом районе долго жила ее семья. В 19 лет девушка попала в немецкий плен, прошла через пытки, но не выдала информацию о партизанских бригадах.
Память о войне хранит и улица Зои и Александра Космодемьянских в Войковском районе. 18-летняя москвичка Зоя была участницей диверсионного отряда. Она тоже попала в плен, подверглась пыткам и была убита. Ее брат Александр поклялся отомстить за сестру. Он участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, штурмовал Кенигсберг и погиб в сражении за месяц до победы.
А еще в 1960-х годах в Москве появилась улица имени героини Отечественной войны 1812 года Василисы Кожиной. Эта крестьянка организовала в одном из уездов Смоленской губернии партизанский отряд из подростков и женщин, который защищал деревни от французских войск.
Имена героев Великой Отечественной войны на карте МосквыМаяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы
Лидеры науки и искусства
На карте Москвы есть имена и представительниц творческих профессий: знаменитых ученых, артисток, художниц. Улица в Дмитровском районе названа в честь первой женщины-математика в России и первой в мире женщины-профессора Софьи Ковалевской. Площадь в Щукине носит имя микробиолога и эпидемиолога Пелагеи Вершиловой — недалеко отсюда находится Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, где она работала.
На востоке Москвы рядом с усадьбой Кусково расположена аллея Жемчуговой. Прасковья Ковалева-Жемчугова — крепостная актриса, ставшая женой Николая Шереметева. После ее скоропостижной смерти граф посвятил жизнь благотворительности, в том числе выстроил настоящий дворец милосердия на Сухаревской площади. Сегодня в нем размещается корпус Научно-исследовательского института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
В память о всемирно известной балерине Майе Плисецкой в 2015 году на Большой Дмитровке открыли сквер. За два года до этого, в 2013-м, там появились граффити с ее изображением известного бразильского художника Эдуардо Кобры, а в 2016-м в сквере установили памятник бывшей приме Большого театра.
В Ново-Переделкине с конца 1980-х годов есть улица, названная в честь Веры Мухиной — прославленного скульптора, самой знаменитой работой которой стал монумент «Рабочий и колхозница». А в новом квартале на юге Москвы, на территории бывшего завода имени И.А. Лихачева, одну из улиц назвали в память о художнице Варваре Степановой.
«Она была женой и соавтором Александра Родченко. Когда в 1938 году разрабатывалось обоснование генерального плана реконструкции Москвы, уже были построены сооружения Северного речного вокзала, начали двигаться большие инфраструктурные проекты, они вместе создали альбом “Москва реконструируется”», — отмечает Филипп Смирнов.
Родченко и Степанова вместе работали и над эскизом знаменитого панно для дома Моссельпрома. А совместно с Любовью Поповой художница разработала сотни геометрических орнаментов для ситценабивной фабрики, которые до сих пор вдохновляют дизайнеров.
Есть в столичной топонимике и упоминание о Международном женском дне, который в Советской России начали отмечать в 1920-х годах. Так, еще в 1930-х в Москве появились в честь праздника. Сегодня их несколько, в том числе есть улица 8 Марта, 1-я улица 8 Марта и 4-я улица 8 Марта на севере города. Примечательно, что 2-й и 3-й улиц 8 Марта на карте Москвы не найти. Считается, что они исчезли во время сноса одноэтажных домов в том квартале и строительства новых. А еще одну улицу 8 Марта можно найти в ТиНАО — она расположена в поселке Внуково.