«Фейерверки были средством политической рекламы». Как на протяжении веков менялась праздничная иллюминация в столице?
Освещать Москву к праздникам впервые начали при Петре I. Делалось это с помощью костров и бочек с горящей соломой на площадях. В XIX веке в столице начали проводиться первые световые шоу: контуры зданий подсвечивали тысячами горящих шкаликов с салом... С чего начиналась и во что превратилась столичная иллюминация, как в наши дни хранят и выставляют светящиеся фигуры медведей и цифры нового года? Обо всем этом «Мосленте» рассказала директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова.
«Чтобы народ великий плезир имел»
Как известно, праздновать в России Новый год 1 января начали по указу Петра I, изданному 20 декабря 1699 года. В нем Петр велел украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками, а на городских площадях в новогоднюю ночь разводить костры и ставить бочки с горящей соломой и хворостом.
Сам Петр I был большим любителем фейерверков. Когда их устраивали, он сам часто управлял пиротехническими машинами, запуская разные снаряды.
Ему принадлежит фраза: «Лучше б те деньги на фейерверк потрачены были, чтобы народ в сей час великий плезир имел».
То есть фейерверки использовали как средство политической рекламы. В XVIII веке при помощи фейерверков сообщали определенную информацию. Например, о победе в каком-нибудь сражении.
Были фейерверки, носившие просветительский характер: знакомившие с европейской культурой, устройством мира по Копернику.
То есть фейерверки — это не просто огненные залпы, а более сложные представления. Настоящие спектакли! Над созданием фейерверков работали выдающиеся ученые, в том числе и Ломоносов.
Издавались журналы, в которых публиковались сценарии фейерверков. Были разные огни, фигуры с изображениями. В заранее объявленный момент на определенной площади собирался народ, и начиналось световое представление.
«Днем самые красивые здания бывали обезображены»
В XIX веке больше уже устраивали шкаликовые иллюминации, которые появились одновременно с фейерверками.
Они так назывались потому, что состояли из огромного количества разноцветных стаканчиков — шкаликов. Их наполняли салом, опускали фитильки, и получались сальные свечи в стаканчиках. Они могли быть разной формы и цветов.
Чтобы установить их, надо было создать определенный каркас. К зданиям крепились полочки — наподобие строительных лесов, только поуже. И получалось, что днем в праздники самые красивые здания бывали обезображены, на них расставляли эти стаканчики-шкалики.
Например, в день коронации Александра II на Сухаревой башне установили 27 тысяч таких шкаликов.
Чтобы их поджечь, нужно было протянуть между ними пиротехнические шнуры — огненные нити. Их спускали вниз и по команде поджигали. С разных сторон взбегали несколько огненных змеев, шкалики загорались и начинали светиться.
Вся Москва в центре сияла огнями. Получалось красиво, но все это было возможно, только если была хорошая погода. Если задувал ветер или начинался дождь, вся иллюминация портилась. Тогда средства и силы были потрачены напрасно.
«Елку наряжали буквально на несколько дней»
Что же касается Нового года и Рождества, то в основном это все-таки были домашние, семейные праздники. Поэтому первое время, когда в 1840-х в России появились елки, они ставились только в домах.
Этот обычай пришел к нам из Германии. В то время стала популярной сказка Гофмана «Щелкунчик». И вот, сначала в семьях иностранцев, а потом и в дворянских семьях появился обычай — на Рождество ставить елку. Сначала их украшали сладостями, а потом игрушками и свечами... У нас в музее есть такие старинные подсвечники для елок.
Сейчас мы привыкли к тому, что на Рождество и Новый год иллюминация на улицах остается надолго. Тогда же елку наряжали буквально на несколько дней, и все дети ждали, когда распахнутся двери, они войдут в зал и увидят красивую нарядную елку, под которой лежат подарки.
Информацию о том, чтобы на Рождество и Новый год Москву украшали город иллюминацией, я не встречала. В эти праздники только вешали на улице гирлянды из бумажных флажков и устраивали ярмарки. Были распространены зимние забавы — горожане катались на санях с горок.
«Антирелигиозное рождество»
После революции Новый год и Рождество праздновать запретили. Советская агитация называла эти праздники «буржуйскими», считалось, что их надо искоренить.
Проводилась антирелигиозная пропаганда, помимо майских и ноябрьских праздников, даже пытались ввести антирелигиозное Рождество, но оно не прижилось. А праздника зимой долгое время не было.
Вернули его только в 1935 году, когда для детей устроили елку в Кремлевском дворце съездов. Елки стали ставить и на городских площадях, украшать их игрушками и гирляндами.
Если посмотреть на старые открытки, то видно, что единственным распространенным источником света тогда были лампы накаливания. Их окрашивали в разные цвета, делали из них гирлянды, вешали их на елках и не только.
Делали светящиеся надписи «С Новым годом!». Для этого в трафаретные буквы вставляли те же самые лампы накаливания.
С 1950-х годов стали также использовать газосветные трубки, из которых делали фигуры, снежинки.
Кроме площадей, гирлянды на Новый год развешивали над катками, где в каникулы сосредотачивалась праздничная жизнь.
Уже в 1960-х в революционные, ноябрьские праздники стали делать крупные иллюминации на Новом Арбате, например, зажигая окна в зданиях так, чтобы появлялась надпись «СССР».
«Светящиеся фигуры путешествуют по Москве»
Уже сейчас, начиная с 1990-х годов, новогоднее оформление Москвы сильно изменилось. Особенно в последние годы световое украшение города зимой стало очень разнообразным.
Сначала стали использовать светящиеся провода дюралайт, делая из них разные фигуры. А сейчас, когда распространились светодиоды, работать со светом стало еще проще. Поэтому по всему городу и стоят разных фигур: арки, шары.
Однако если приглядеться, то можно увидеть, что по форме эти конструкции сильно напоминают дореволюционные, которые устраивали в честь императорских праздников.
На улицах вывешивают гирлянды, используют светодинамичную подсветку.
На бульварах работают прожектора, которые могут быть запрограммированы на то, чтобы переливаться разными цветами.
На асфальт и на снег проецируются разные фигуры: снежинки, коньки. А еще есть светящиеся фигуры бокалов, в которых как будто искрится шампанское, световые навесы, которые размещают над елкой, как купол, разные шары, медведи, олени, Дед Мороз со Снегурочкой, мчащиеся на тройках...
Город относится ко всему этому хозяйству бережно и экономно. Есть специальный склад, на котором световые элементы хранятся в течение года. Там фигуры и гирлянды обслуживают, приводят в порядок, и под Новый год снова устанавливают на московских улицах. Причем, наиболее узнаваемые объекты каждый раз устанавливаются в разных местах. Например, один год белых медведей можно было видеть возле Парка культуры и отдыха, а на следуюший год они уже оказались возле парка Ростокинский акведук.
Сами цифры года стандартные, и чтобы к празднику выставить новую дату, каждый раз приходится менять только последнюю из них.