Ее сиятельство Москва: кто освещает столичные улицы
8 декабря (27 ноября по старому стилю) — день рождения уличного освещения Москвы. В этот день в 1730 году императрица Анна Иоанновна издала указ, после которого в городе появились первые фонари. Их установили в Кремле, Китай-городе, Белом и Земляном городах и на больших улицах. Горели они не каждый день — только по особому распоряжению. А света от них было как от пары свечей.
Спустя почти 300 лет Москва входит в пятерку самых освещенных городов мира. Каждый вечер в столице зажигается почти миллион светильников. Самые красивые здания украшает архитектурно-художественная подсветка.
«За последние 10 лет уровень освещенности Москвы увеличился в 1,5 раза, в четыре раза выросло число зданий с архитектурно-художественной подсветкой. Сегодня российская столица входит в пятерку самых освещенных городов мира. При этом потребление электроэнергии не увеличивается. Внедрение новых технологий повышает надежность и эффективность работы наружного освещения, позволяет специалистам в режиме онлайн следить за его работой и оперативно реагировать на возможные неполадки, что, в свою очередь, способствует экономии электроэнергии», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
О том, как устроена система освещения Москвы и кто включает свет на столичных улицах, mos.ru рассказали сотрудники АО «Объединенная энергетическая компания» (ОЭК) и ГУП «Моссвет».
Современные фонарщики
Все началось с масляных фонарей. На смену им пришли керосиновые, затем — газовые и электрические. В XXI веке московские улицы преимущественно освещают светодиоды. Они долговечнее, дают более качественный и приятный глазу свет и позволяют экономить электроэнергию.
Только на балансе ГУП «Моссвет» находится свыше 500 тысяч установок наружного освещения. И сюда не входят светильники частных компаний. Обслуживанием такого количества лампочек и светильников занимаются сотрудники компании «ОЭК». Один из них — электромонтер Эдуард Толстов. Он ремонтирует опоры освещения и меняет вышедшие из строя лампы.
«Все работы мы проводим по необходимости. Когда старые светильники отслужили свой срок, их нужно заменить новыми, более энергоэффективными. Сами лампы мы меняем по мере истечения их ресурса», — рассказывает специалист.
Электромонтером он работает с 2008 года — обслуживает фонари во дворах домов и вдоль проезжей части — на Рязанском, Волгоградском проспекте, Люблинской улице, МКАД и в других местах. По словам Эдуарда Толстова, работать на дорогах значительно опаснее, но он и его коллеги к этому привыкли.
«Когда видим проделанную работу, мы получаем положительные эмоции. Приятно понимать, что благодаря нашим усилиям все работает. Мне нравится делать город светлее», — говорит электромонтер.
С горных высот к высотам города
Делать улицы уютнее в темное время суток помогает архитектурно-художественная подсветка. За последние 10 лет количество зданий и сооружений, украшенных огнями, увеличилось почти в четыре раза — сегодня их больше 2,2 тысячи штук. Подсвечивают дома на пешеходных маршрутах и автомагистралях, здания вдоль набережных, мосты, храмы и эстакады. Сегодня это практически отдельный вид искусства.
Увидеть московские здания в новом свете помогает промышленный альпинист, электромонтажник-высотник Геннадий Белоусов. С детства он занимался спортивным туризмом — покорял горы, спускался в пещеры. «Мне сначала нравилось брать высоты на природе, а теперь я покоряю городские высоты», — рассказывает альпинист.
Геннадий устанавливал подсветку на МХАТе, зданиях Арбата, множестве церквей, но самым эффектным он называет световое оформление Котельнической набережной. «Подсветка зданий делает их заметными ночью — показывает контуры, рельефы, историческую лепнину и другие детали архитектуры. Ночная Москва — это сказка. Посмотрите, например, на Садовое кольцо — это очень красиво», — говорит он.
По словам Геннадия Белоусова, недостаточно просто смонтировать подсветку, важно ее правильно обслуживать. Оборудование может выйти из строя из-за перепадов температуры, его могут случайно повредить при ремонте фасада или очистке здания от льда.
«Мне нравится, что в моей профессии нужно держать себя в тонусе, всегда быть готовым к новым высотам. Каждый день происходит что-то интересное. А еще, когда мы гуляем с друзьями, приятно видеть, как выглядит Москва. Смотришь на освещенное здание и вспоминаешь, как его украшал и какие с ним связаны истории», — отмечает альпинист.
Видели ночь: как работают системы уличного освещенияТоп-5 самых красивых улиц Москвы для ночных прогулок
Центр управления светом
Московские фонари уже несколько лет оснащают специальными контроллерами. С их помощью освещением можно управлять дистанционно: контролировать режим работы, регулировать яркость, проверять напряжение. Этими и другими вопросами занимаются сотрудники центра управления сетями, созданного в компании «ОЭК».
Сменой диспетчеров руководит Сергей Крысанов. Семь сотрудников отвечают за наружное освещение в районах города, два — за архитектурно-художественную подсветку и один — за праздничную иллюминацию. Обычно все оборудование работает автоматически: освещение включается и выключается по заранее утвержденному графику, диспетчеры лишь контролируют процесс.
«В отдельных случаях мы переключаем автоматы на ручной режим, например в пасмурную погоду. Я смотрю на показатели освещенности (их фиксируют приборы по всей Москве) и при необходимости даю команду включить освещение на полчаса раньше, чтобы людям было комфортно», — рассказывает Сергей Крысанов.
График освещения сильно зависит от времени года. В короткие летние ночи фонари включают лишь на несколько часов, а в конце декабря они горят с четырех часов дня почти до девяти утра.
«Если случаются короткие замыкания или не поступает питание на линию — мы такие ситуации решаем очень быстро. Нештатные ситуации мы видим на своих компьютерах: понятно, что оборудование выходит из строя, но неизвестна причина. Выяснять и устранять ее на место отправляются специалисты», — говорит Сергей Крысанов.
Экспертный контроль
Работу городского освещения контролируют специалисты ГУП «Моссвет». На балансе организации находятся фонари, архитектурно-художественная подсветка, декоративная иллюминация и уличные часы. Техническим надзором занимается старший инженер Алексей Данадаев. Он один из тех, кто следит за тем, чтобы фонари исправно горели, а их опоры были целыми и чистыми.
Раз в год специалист проверяет опоры освещения на крупных магистралях — проспекте Мира, Садовом кольце, Третьем транспортном кольце и других.
Новые фонари устанавливают при благоустройстве улиц и дворов. Специалисты Моссвета указывают, какие светильники подойдут для той или иной цели. «Когда я начинал работать в сфере наружного освещения, на главных улицах столицы висели тусклые ртутные светильники. На смену им пришли натриевые лампы с желтым светом. Сегодня их меняют на светодиоды», — говорит инженер.
По его словам, иногда москвичи просят заменить устаревшие светильники во дворах. Тогда сотрудники Моссвета пишут предписание эксплуатирующей организации. «Раньше во дворах использовали высокие фонари, и люди жаловались, что они светят им в окна. Сегодня мы рекомендуем ставить небольшие опоры торшерного типа, светильники в которых равномерно рассеивают свет», — отмечает Алексей Данадаев.
Эстетика света
Отдел ГУП «Моссвет», в котором работает Дмитрий Русских, занимается развитием архитектурно-художественной подсветки и иллюминации. Здесь планируют, какие объекты стоит освещать, контролируют создание подсветки и следят за ее эксплуатацией.
«Наша задача — показать красоту архитектуры. Мы не подсвечиваем каждое здание, выбираем самые значимые в историческом, архитектурном или градостроительном плане. Подсветка делает светоцветовую среду разнообразнее, город становится красочным и привлекательным», — подчеркивает Дмитрий Русских.
Реализация программы развития единой светоцветовой среды началась в Москве в 2011 году. Тогда стали разрабатывать концепции освещения не для отдельных зданий, а для улиц целиком. Из проектов, в которых участвовал Дмитрий Русских, ему больше всего запомнились объекты центральной части города — Кремль, Тверская улица, Арбат.
«Мне нравится, что я могу участвовать в проекте на каждом этапе — от разработки до реализации проектных решений. Мне интересна каждая стадия. Моя работа связана не только с инженерно-техническими моментами, большое внимание в ней уделяется эстетике освещения в целом», — говорит Дмитрий Русских.