О чём молчат светофоры
13 ноября – Всемирный день слепых. 15 ноября на улице Бочарова в ДТП пострадал курский спортсмен Василий Морарь, неоднократный чемпион мира по пауэрлифтингу: на пешеходном переходе его сбил троллейбус. 47-летнего мужчину доставили в больницу с травмой стопы – переломом пальцев. Из-за врождённого заболевания Василий Васильевич с детства не видит. В то утро он спешил на работу в Курскую областную специальную библиотеку для слепых и слабовидящих имени В.С. Алёхина, которая расположена на улице Дзержинского. Он вышел из автобуса №41. Дальше необходимо было перейти дорогу по пешеходному переходу. Слепые люди не видят, а слышат светофор, поэтому он должен быть оснащён звуковым сигналом. Однако светофор молчал. Спасло чудо – Мне оставалось реагировать только на шум движущегося транспорта, – рассказывает Василий Морарь. – В руках у меня трость: для водителя это знак того, что дорогу переходит слепой пешеход. Решив, что дорога свободна, я вышел на проезжую часть. И сразу почувствовал, что на меня что-то надвигается, отпрянул – возможно, это и спасло мне жизнь. Мне очень помогла знакомая одной из наших сотрудниц: она видела, как всё произошло, вызвала скорую. Водитель помощи не предложил. Как сообщили в отделе пропаганды УГИБДД УМВД России по Курской области, двигаясь по улице Дзержинского со стороны улицы Энгельса в направлении улицы Бочарова, в пути следования в районе дома №4 при повороте направо, по предварительным данным, водитель не предоставил преимущества в движении пешеходу. Василий Морарь переходил проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора справа налево по ходу движения транспортного средства. Сейчас пострадавший находится дома, проходит лечение. За папу переживает шестилетний Елисей. Утешает и дочь Есения – ей нет ещё и трёх: становится на цыпочки и гладит отца по голове. Помогает также супруга Мария Горнева. Мария тоже инвалид по зрению, в прошлом – член сборной команды России по теннису. Недавно переболела гриппом, и на улицу выходить пока трудно. Общая проблема: сейчас некому гулять с собакой. Тобика пока забрали знакомые. Обычно питомца выгуливал Василий, теперь – никак. – Утром нога сильно болела, – сообщил мужчина. – Большой отёк – врачи наложили гипс. Друзья, товарищи по ВОС целый день сегодня звонят, все беспокоятся. Почти все мои родные живут в Татарстане – они тоже на связи. А вот из троллейбусного парка звонков не было. Создать безопасную среду Советник губернатора Анна Гладилина побывала на месте ДТП. С ней выехали председатель комитета дорожного хозяйства Николай Сметанников, представители ВОС. – Читатели, которые посещают Курскую областную библиотеку для слепых имени Алёхина, – инвалиды по зрению. О работе светофоров в районе этой библиотеки я говорил не раз, – отметил председатель Курского отделения ВОС Руслан Тихонов. – Светофор на пешеходном переходе, где случилось ДТП, не оснащён звуковым сигналом. Это необходимо исправить. Причём звук должен быть точечным, а не рассеивающимся. Как пояснил Руслан Тихонов, так же должны быть оборудованы светофоры на переходе в районе Маяковского, 93а, где расположен Центр реабилитации слепых, и на улице Карла Маркса, где находится Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Для удобства слабовидящих важна и дорожная разметка, нанесённая непременно жёлтым. Теряя зрение, именно этот цвет человек перестаёт видеть последним. Нужны таблички со шрифтом Брайля, мнемосхемы (сигнальные устройства и изображения), установленные не только на всех соцобъектах, но и в учреждениях культуры. Входя в незнакомое помещение, зрячий человек читает информацию, она должна быть продублирована и для слепых. Важно и то, чтобы пешеходные переходы были оборудованы специальной тактильной плиткой. Перед тем как шагнуть на дорогу, незрячий пешеход ощущает такую плитку тростью – это поможет предотвратить ДТП. В Курской области многое уже сделано, но что-то ещё предстоит реализовать. – Тактильная плитка на пересечении Дзержинского – Бочарова в проекте есть, – сказал Николай Сметанников. – План реализации – 2022 год. Стоимость объекта – порядка 75 миллионов. По данному проекту мы ремонтируем тротуар, однако светофор в его рамках не заложен. На светофор мы будем искать дополнительные средства. – Мы постараемся внести в план некоторую корректировку по светофорам. Возможно, здесь потребуется дополнительный светофор для регулировки пешеходного движения, – добавила Анна Гладилина. Самое трудное – не слепота – Семье помогут волонтёры Центра реабилитации слепых КОО ВОС, – сказал руководитель центра Артём Михальский. – Обидно, когда помощь оказывается постфактум, когда что-то уже произошло. Несчастья можно предотвратить. В ДТП на этом же перекрёстке Василий Морарь чуть не попал ещё год назад. Но всё обошлось. Тогда он тоже почувствовал надвигающийся троллейбус, но успел отскочить. А троллейбус проехал мимо, не остановившись. Василий признаётся: не привык роптать, всегда предпочитает преодолевать трудности. К тому же окружающие почти всегда стараются помочь. Но и с безразличным отношением к проблемам инвалидов по зрению приходится сталкиваться довольно часто. Особенно запомнился случай, произошедший во время проведения одного из круглых столов. Говорили о том, что, если нет безопасной среды, незрячий человек постоянно подвергается риску. Вдруг кто-то из участников произнёс: «Да ведь и мы, зрячие, тоже подвергаемся!» Автор реплики, желающий уравнять риски, видимо, никогда не пытался перейти дорогу с завязанными глазами. Василий Морарь с самого детства занимается спортом. В Курске живёт с 2013 года. Здесь увлёкся пауэрлифтингом. В 2017 году завоевал золотую медаль по пауэрлифтингу на Кубке мира, в 2018-м – золото на чемпионате России в Сочи. Чемпион Татарстана по лыжам. На своей страничке «ВКонтакте» Василий Морарь установил статус: «Самое трудное – не слепота, а отношение зрячих к слепому». Это слова Хелен Келлер – слепоглухой американской писательницы. Скоро придёт зима, а с ней – ранние сумерки и гололёд. Слепым пешеходам станет ещё труднее. По словам Руслана Тихонова, вопрос доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения будет рассмотрен на Совете по делам ветеранов и инвалидов при губернаторе Курской области. КСТАТИ В 18 регионах России уже несколько лет работает система «Говорящий город». Она помогает инвалидам по зрению переходить улицу, самостоятельно садиться в наземный транспорт, спускаться в метро, заходить в учреждения культуры, магазины, аптеки, банки, торговые центры, на вокзалы. Обмен информацией между носимым устройством и инфраструктурным оборудованием идёт по радиоканалам незаметно для окружающих. Председатель Курского отделения ВОС Руслан Тихонов предлагает установить такое оборудование на социально значимых объектах и в транспорте. Елена ГАМОВА