Здание ТАСС может утратить свой исторический фасад

Обновлено в 16:30

Здание ТАСС может утратить свой исторический фасад
© BFM.RU

Знаменитое здание ТАСС в Москве на Никитском бульваре собираются зашить навесными фасадами. Архитекторы призвали власти Москвы сохранить подлинный облик дома.

Впервые о капремонте заговорили еще в 2016 году. Союз архитекторов России при поддержке Российской академии архитектуры и строительных наук тогда обратились к московским властям с просьбой наделить здание статусом объекта культурного наследия, но получил отказ.

Комментирует координатор общественной организации «Архнадзор» Галина Еремина:

Галина Еремина координатор общественной организации «Архнадзор» «Мы очень тогда расстроились, что заявка отклонена, и конечно, после этого у здания нет никакого охранного статуса. Мы конкретно этим адресом после отказа не занимаемся, и очень, конечно, радостно, что архитекторы вступились за этот фасад. Очень надеемся, что и жители поддержат, потому что участие жителей, неравнодушных в судьбе любого здания в Москве, очень важно. Хочу напомнить о недавней истории, когда был сохранен дом Булошникова, именно с помощью неравнодушных граждан, тогда общественное обсуждение еще было явочным порядком, не в интернете, и люди могли прийти и высказать свое мнение, и тогда все это получилось. Может быть, после этого случая и воспользовавшись локдауном, власти перенесли общественное обсуждение в интернет на портал «Активный гражданин», и это очень грустно. Потому что очень многие люди на этот портал вообще не заходят, поэтому все это проходит мимо жителей».

Сейчас в Сети появилось открытое письмо за сохранение подлинного фасада здания ТАСС и включение его в список объектов культурного наследия. Документ подписали эксперты в области архитектуры и градостроительства Союза архитекторов России и РААСН. Все они выступают за сохранение памятника советского модернизма.

Мнение одного из подписавших петицию, ректора Московского архитектурного института Дмитрия Швидковского:

— У нас пока сложные отношения к тем выдающимся произведениям советской архитектуры, которые были построены в духе модернизма, скажем в последние 50 лет. Мы еще не воспринимаем их как памятники зодчеству. А на самом деле они так же, как и постройки любой другой эпохи, так уж и те из них, которые являются наиболее характерными и выдающимися, передают настроение и творческий индивидуальный вклад архитектора в архитектуру своего времени. Здание ТАСС сделано замечательным архитектором Егеревым, настоящий человек был, инвалид войны, без двух ног. Именно здание ТАСС характерно для такого специального направления — брутального железобетона, которое распространилось в 80-е годы во всем мире. У этого направления своя эстетика — крупные формы и строгие, практически необработанные поверхности. Если их покрыть какими-то там панелями или какими-то украшениями, то это просто нарушит общий замысел, нарушит стиль. Не могу сказать, что когда это здание было построено, оно мне очень нравилось, оно вызвало шок, я бы сказал, будучи поставлено в такое место на историческом бульваре. Но по своему масштабу и по дальнейшей истории московской архитектуры оно занимает очень важное и яркое место.

— Насколько это дорогостоящая процедура, если панели будут использовать?

— Значительно дешевле, на мой взгляд. Вы знаете, у нас любят сейчас делать все дорого-богато, это не нужно, особенно в тех случаях, когда это неуместно.

Здание было построено в 1977 году как центральный офис государственного информационного агентства ТАСС, которое расшифровывается как «Телеграфное агентство Советского Союза». Его создавал авторский коллектив в составе Виктора Егерева, Геннадия Сироты, Анатолия Шайхета и Зои Абрамовой. Изначально здание задумывалось как 25-этажный небоскреб, на крыше которого предполагалось установить световое табло с бегущей информационной строкой с буквами полутораметровой высоты. Однако проект был «урезан». Называлось несколько причин: грунты в этом месте не выдержали бы давления такого большого здания; проходящая под Никитскими воротами линия секретного «Метро-2»; в случае проникновения в тассовскую высотку диверсантов для снайперской винтовки существует вероятность поражения цели на территории Кремля. Однако самой вероятной причиной сокращения числа этажей стало нежелание разрушать сложившийся архитектурный ансамбль, поскольку здание ТАСС должно было быть построено вместо снесенных двух- и трехэтажных домов.

В итоге было построено девять этажей. Однако из-за двухэтажных оконных экранов создается впечатление. что здание четырехэтажное. Хотя такие оконные экраны могли вызвать ассоциацию с телеэкранами, задуманы они были как отсылка к «Окнам РОСТА» — серии сатирических витринных плакатов 1920-х годов, созданных в Российском телеграфном агентстве.

Отличительной чертой оформления здания стала расположенная над центральным входом скульптурная эмблема в виде земного шара, символизирующего присутствие агентства по всему миру. За свой внешний вид здание получило в народе названия «бетонный куб», «телевизор», «говорящий дом», «дом с глобусом».

Говорит старший научный сотрудник Музея Москвы, автор статей в журналах «Афиша», «РБК-Недвижимость», The Village Денис Ромодин:

— В отличие от Нового Арбата, где на самом деле, конечно, тоже индивидуальный проект, но здание выстроено из сборных железобетонных конструкций, которые были отделаны стеклянной плиткой. Здесь же мы видим уникальный авторский проект и, тем более, что здание отделано натуральным камнем, и я думаю, что здесь речь может идти только об отделке фасадов таким же материалом, реконструкции, реставрации. И здание ТАСС — это очень яркий пример советской архитектуры, брутализма 70-х годов, очень яркое и выразительное. Поэтому здесь ни о каком изменении облика речи даже не может идти, тем более о каких-то новых фасадах.

— Каковы шансы, на ваш взгляд, что все-таки действительно именно так отреставрируют, а не будут закрывать какими-то материалами?

— Я думаю, что здесь речь может идти только об изменении технического задания, ну и каких-то параметров, связанных с финансированием проекта.

Петицию на сегодня подписали почти 5 тысяч человек.