День Октябрьской социалистической революции: как юнкера сопротивлялись большевикам
Красный день календаря. Сегодня День Октябрьской социалистической революции. В советское время он отмечался с не меньшим размахом, чем День Победы. Но сейчас только в Беларуси празднуют 7 ноября. 104 года назад вся власть перешла Советам, в Петрограде Временное правительство пало буквально за несколько часов. Но не везде большевиков ждала такая легкая победа. Юнкера на московских улицах держались неделю, хотя и понимали, что были обречены, передает корреспондент «МИР 24» Алексей Андреев.
26 октября по старому стилю – сейчас это 8 ноября – по всей Москве разошлась газета «Рабочий путь». В ней большевики призывали к вооруженному протесту, требовали распустить городскую думу. В тот же день Кремль окружили юнкера, самые преданные Временному правительству добровольцы и офицерские роты. Уже к полудню юнкера заняли позиции на площади Никитских ворот, на Остоженке, Пречистинке и Страстной площади.
На следующий день еще не все москвичи знают о ситуации. Тем временем большевики занимают позиции на крышах домов на Поварской улице. Обстреливают патрули юнкеров. В военно-революционные комитеты прибывает подкрепление из Подмосковья. К Садовому кольцу начинают подходить новые части революционной молодежи. Они штурмуют дома на Кудринской площади и пробиваются к Бульварному кольцу.
29 октября большевики установили на колокольне англиканской церкви свои пулеметы и начали расстреливать дозоры. В тот же день на Остоженке и Пречистенке – баррикады, у Никитских ворот – постоянная перестрелка.
Ключевое место или, как говорят, арена сражений – Никитские ворота, больше пяти дней большевики здесь вели огонь. В итоге к 3 ноября несколько домов сгорели полностью, а от многих остались только стены.
Утром 31 октября 1917 года белые еще занимали Кремль, большевики предложили покинуть его, а в случае отказа пригрозили расстрелять городскую думу. Некоторое время спустя Городская дума приняла на себя удар артиллерии. Вечером 2 октября Военно-революционный комитет издал приказ о прекращении огня. После недели боев большевики взяли город. Его защитники отступили. Но именно они – московские юнкера – и стали прообразом Белого движения, которое через несколько месяцев организовалось на Дону.