Москва закрывается на нерабочую неделю
Мэр москвы Сергей Собянин рассказал о режиме работы города на время нерабочей недели и после нее, но о реальных новых стимулах вакцинироваться говорить не приходится.
У российской прививочной кампании был ровно один действительно успешный месяц — июль этого года. Различные ограничения вводились по всей России, но наиболее заметный скачок был именно в Москве и Подмосковье, где впервые ввели режим QR-кодов для общепита. На пике летней волны вакцинации в столице и окрестностях делалась почти треть всех прививок в стране — москвичи чувствовали, что откладывать некуда, а конца ограничений обозначено не было.
Сравним это с новыми ограничениями в Москве. Нерабочая неделя затрагивает привитых и «отказников» почти одинаково — общепит, кино и торговые центры закрыты для всех, и разве что в музеи и театры можно только по QR-кодам. По окончании же нерабочих дней все практически возвращается на круги своя — рестораны, кинозалы и ретейл в обычном режиме, а по QR продолжат работать только «культура» и массовые мероприятия.
Учитывая, что в Москве коды есть практически у половины взрослого населения, почему в мэрии не решились ввести QR для общепита? Категорично настроен омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов:
— Я считаю, что QR-коды — это зло, они гораздо опаснее для ресторанов, чем полное закрытие. В Москве привиты всего 40% москвичей. 40% москвичей не ходят в рестораны одни, они ходят с женами, с друзьями, а они могут быть непривиты. И поэтому, как показала практика, из них в лучшем случае будет ходить половина. При этом ресторан обязан работать, обязан платить аренду арендодателю, зарплату, покупать продукты, а это катастрофический минус. В режиме QR-кодов рестораны, на мой взгляд, вообще не могут [работать], я надеюсь, что мы к этому эксперименту никогда не вернемся.
— Пока не очень понятно, что будет после 7 ноября, что для ресторанного бизнеса значит это подвешенное состояние?
— Мы здесь совершенно категоричны. Мы разговариваем с мэрией именно о том, что с 8-го числа рестораны должны открыться. Вот эта пауза до 7-го числа понятна нам, мы понимаем, что делать. Если рестораны не будут работать с 8-го числа, это не[жизнеспособный] сценарий.
В принципе, пространство для маневра у мэрии есть. Как выразился в беседе с ТАСС заммэра Алексей Немерюк, общепит откроется только «с соблюдением всех требований» и «все будет зависеть» от развития ситуации с ковидом. Эффект от нерабочих дней можно будет замерить минимум через неделю после их начала — задержка из-за «инкубационного периода вируса». Если спад будет небольшим или временным, QR-коды для общепита могут снова появиться «в меню», но на прививочной кампании они скажутся отнюдь не сразу.
А пока бизнес выясняет, почему какие-то типы заведений оказались крайними, владелец девелоперской компании «Экоофис» Андрей Ковалев, которому принадлежат торговый центр и фудкорт в Москве, заявил Business FM, что закрывать на время нерабочих дней нужно было не ТЦ, а общественный транспорт. А гендиректор АО «Киномакс» Дмитрий Нартов не совсем понимает, почему в театры по QR-кодам можно, а в кинотеатры нельзя:
Дмитрий Нартов гендиректор АО «Киномакс» «Может быть, потому, что лица до 18 лет пропускаются без соблюдения масочного режима и без всяких других требований и ограничений, и наши власти боятся, что это даст толчок к очередному витку заболеваний. Но, с другой стороны, отсутствует воспитательный эффект. То есть Европа, и Америка, и вообще весь мир вводят ограничения для непривитых граждан, а у нас почему-то те, кто был послушен и имел высокую социальную ответственность, теперь будут сидеть в этих вынужденных выходных. Народ только-только раскачался более или менее, с учетом всех ограничений стал ходить в кино, а у нас тут на носу колоссальные премьеры, это все сейчас развалится просто».
Как сообщили в оперштабе, хотя сегодня в Москве более 5 млн привитых, «устойчивым иммунитетом» обладают менее 3,5 млн жителей столицы. Причина в том, что максимальную эффективность прививка обеспечивает в течение первых пяти-шести месяцев, а многие привитые в начале года уже потеряли часть защиты, но их QR-коды продолжают работать. К тому же темпы вакцинации в последние недели были примерно такими же, как весной, то есть из числа защищенных выбывает почти столько же людей, сколько вакцинируется.
Станут ли новые полумеры серьезным стимулом? Есть определенные сомнения, что тех, кого не убедили беспрецедентные рекорды смертности, побегут за QR-кодами из-за тоски по театру.