Главархив — о том, как строили «Ботанический сад», а получился «Проспект Мира»
Станция метро «Проспект Мира» изначально должна была носить название «Ботанический сад», однако сейчас оно принадлежит другой станции Калужско-Рижской линии. Как ее строили и почему переименовали — рассказывают документы Главархива Москвы.
Проект будущей станции Моссовет утвердил 15 сентября 1950 года. Над его разработкой трудились известные советские архитекторы Владимир Гельфрейх и Михаил Минкус, а также инженер-конструктор Борис Прикот. Для станции выбрали пилонный тип — Владимир Гельфрейх уже создавал нечто подобное: вместе с архитектором Игорем Рожиным он спроектировал «Электрозаводскую», открытую шестью годами ранее.
Новая станция получила название «Ботанический сад» в честь расположенного рядом «Аптекарского огорода» — Ботанического сада Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Это старейший ботанический сад страны, который основал еще Петр I в 1706 году.
Оформление станции посвятили Сталинскому плану преобразования природы. Согласно ему, с 1948 по 1953 год предполагалось создать несколько обширных лесных полос протяженностью более пяти тысяч километров в степных и лесостепных районах. Полосы должны были защищать от засухи, песчаных и пыльных бурь и способствовать росту урожая.
Отзывы первых пассажиров станций метро «Фрунзенская» и «Спортивная» опубликовал Главархив Главархив Москвы рассказал, как поэт Евгений Долматовский строил метро
Архитекторы решили установить на 16 пилонах станции мраморные бюсты отечественных ученых, среди которых Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Климент Тимирязев, Иван Мичурин, Владимир Вернадский, Василий Докучаев и другие.
Одну из стен центрального зала должна была украсить цветная мраморная мозаика с картой лесов из плана преобразования природы. Здесь же разместили барельефный портрет Иосифа Сталина — его демонтировали в 1956 году после развенчания культа личности. Позже на этом месте установили работу Андрея Кузнецова «Матери Мира».
Пока станцию строили, в проект вносили коррективы: вместо бюстов над карнизами пилонов появились рельефы венков, листьев, бутонов и знамен. Они обрамляли изображения агрономов, цветоводов и садоводов. Стены станции облицевали розовым тагильским мрамором.
Первых пассажиров «Ботанический сад» принял в начале 1952 года, а в 1966-м станция сменила название: ее переименовали в «Проспект Мира» в честь магистрали, в начале которой она была расположена.
В 1978 году название «Ботанический сад» вернулось на карту метро. Тогда статус ведущего ботанического сада столицы получил Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина. В честь него и назвали новую станцию.