«Глина» — креативный памятник»: к спору о скульптуре на Болотной набережной подключился мэр Москвы

Мэр Москвы Сергей Собянин 27 августа в ходе пленарной сессии «Российской креативной недели» в московском Парке Горького заявил, что он ожидал неоднозначную реакцию москвичей на скульптуру «Большая глина №4» швейцарского художника Урса Фишера. И что он считает, что она более «креативная», чем памятник Петру I работы Зураба Церетели.

«Глина» — креативный памятник»: к спору о скульптуре на Болотной набережной подключился мэр Москвы
© BFM.RU

«Мне сложно провести грань между креативным и не креативным музеем. Третьяковка, вот, например, креативная или нет? Или у нас только «Гараж» креативный? Или, например, Петр I, который стоит с рулем, — это креативный памятник или это только «Глина»

креативный памятник? Что из них креативнее? Я думаю, что

«Глина

».

Ранее установку 12-метровой алюминиевой скульпторы очень многие раскритиковали. В частности, шоумен Максин Галкин заявил, что многим она напоминает «какашки». Стоит отметить, что это не первый раз, когда скульптура, которая годами перемещается из города в город, вызывает подобную критику. Нечто подобное происходило и в 2017 году во Флоренции, где она была установлена на известной La Piazza della Signoria. Связано это с нежеланием некоторый людей понять новые культурные коды, убеждена директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова:

Ольга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «Это гениальная скульптура гениального художника, которого я много лет знаю. На мой взгляд, это шедевр простого содержания. Здесь настолько все ясно, люди просто не поймали эту ниточку. Это глина, да, это увеличенный комок глины, из которой Урс Фишер много лет делает свои работы. Наверное, большинство вспоминают, что они лепили из глины и из пластилина. Пока он нащупывает эту форму, глина топорщится. Современное искусство, как и искусство вообще, — это язык. Если вы приезжаете в Китай и не понимаете их язык, не надо судить китайцев, нужно выучить их язык».

Во время установки памятника Петру I, о котором упомянул Сергей Собянин, на искусственном острове, специально насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году, вызвал тогда массовую кампанию протеста под лозунгом «Вас здесь не стояло». Журнал «Столица», который ее запустил, писал, что основной причиной недовольства москвичей являются «гигантские размеры памятника и неудачно выбранное для него место». Действительно, очень вероятно, что если бы Петр был высотой метра три и стоял бы где-нибудь в скверике, претензий к небу было бы куда меньше. Сейчас реакция, видимо, вызвана именно большими размерами «Глины №4». И тем, что многие думают, что скульптура установлена на Болотной набережной навсегда, полагает архитектор-градостроитель, урбанист Илья Заливухин:

Илья Заливухин архитектор-градостроитель, урбанист «Многие не понимают, что это временный объект. Думают, что это постоянно, сравнивая с Петром I. Но этот объект временный и выполняет функцию привлечения внимания к открывающемуся зданию «ГЭС-2», которое будет одной из важных площадок для представления искусства в Москве. Арт-объекты необычной формы, которые появлялись в исторической застройке, вызывали все время много вопросов и в Париже, и в Нью-Йорке. Та же стеклянная пирамида перед Лувром в свое время произвела целую революцию в реконструкции исторических объектов, сейчас это икона архитектуры».

Можно вспомнить и про то, что гигантские гвозди Гюнтера Юккера, «забитые в землю» около Центрального дома художника на Крымском валу, еще в 1988 году особого возмущения не вызывали. Возможно потому, что всем было понятно, что речь идет о временной инсталляции.