Петербургские дома латают сами себя. Отрастут ли руки у Конюшенного?

На фасаде дома 30/32 на Малом проспекте Васильевского острова «выросли» руки. При помощи иглы и нити они пытаются зашить трещины на стене, словно открытые раны на теле. Арт-объект с говорящим названием «Сам справлюсь» создал Алексей Грибель, чтобы напомнить городским властям о состоянии исторических построек Петербурга.

Петербургские дома латают сами себя. Отрастут ли руки у Конюшенного?
© runews24.ru

«Постепенно все начинают понимать, что помощи отдельным слоям застроек ждать неоткуда и все будут просто смотреть, как они рассыпаются, моля о помощи. В ответ на это отдельные дома отращивают руки и сами справляются с решением коммунальных задач в насмешку тем, кто должен о них заботиться», – объяснил художник свой творческий замысел.

Новый арт-объект появился на фасаде Доходного дома К.Г.Чубакова – памятника регионального значения авторства Михаила Еремеева. По некоторым данным, в 1907 году там проживал известный русский живописец и педагог Александр Вахрамеев. С осени прошлого года жители дома жалуются на жуткие трещины, от которых дом потрясывает.

 «Есть ощущение, что в нашей парадной лифт буквально отделяется от дома. Там такие трещины, что туда можно руку просунуть», – рассказывают горожане. Однако в Госстройнадзоре, районной администрации и КГИОПе, куда обращались жильцы, считают, что причин для беспокойства нет.

Вторая работа из серии «Сам справлюсь» появилась на Петроградской стороне, на стене дома 21-23 по улице Зверинская. В историческом здании некогда размещались Петровский профессиональный торговый лицей и Экономический профессиональный лицей, а до войны работала средняя школа. До прошлого года там располагалась подведомственная Комитету по образованию Академия индустрии красоты «Локон», которая собиралась отремонтировать историческую постройку. Сегодня здание закрыто, завалено строительным и иным мусором, ремонтные работы не завершены.

 

Оба здания отличают интересная архитектура и довольно запущенный вид. И это притом что Доходному дому Чубакова присвоен статус объекта, представляющего культурную ценность. Художник обратил внимание коммунальщиков только на два ветшающих здания, но в городе их насчитывается не одна тысяча. На той же Зверинской улице стоит Доходный дом Эрлиха и Эттингера, где в прошлом году утраченную историческую дверь восстанавливали на средства самих горожан. Долгие годы активисты не могут добиться от властей ремонта в так называемом «Доме с драконами» (Доходный дом А. В. Асташева), где помимо отлетающей лепнины зафиксировано «ремонтное» самоуправство арендаторов.

Двух рук явно будет недостаточно, чтобы восстановить архитектурный ансамбль Конюшенного ведомства. Его судьба известна всем горожанам, ведь историческая постройка расположена не где-нибудь, а в «золотом треугольнике». Во время Евро-2020 там разбили фан-зону, и все ее посетители, а это около 5 тысяч человек, имели возможность «полюбоваться» баннером, стыдливо прикрывающим развалины былой красоты.

Трагедия Конюшенного заключается в том, что город не в состоянии отремонтировать его своими силами. Попытки предпринимались Музеем истории Петербурга с 2016 года, но успехом не увенчались. Но и инвестора с территории также выгнали, запретив переделывать архитектурный памятник в апарт-отель. Нового инвестора выбирают с 2018 года, сначала – открыто, а теперь – в кулуарах Смольного. Горожане опасаются, что к тому моменту, как власти определятся с исполнителем, здание попросту рухнет.

Между тем, по мнению экспертов, только средства инвесторов способны спасти многие погибающие исторические постройки. Ввиду ветхости здания могут попросту не дотянуть до дней, когда у властей дойдут до них руки. Однако бизнес неохотно берется за такие проекты. Для предпринимателей это риск, ведь обязательств будет больше, чем прав. На любом этапе работ проект может быть заморожен, как при реконструкции Конюшенного в 2014 году, и в иных подобных случаях.

 

Фото: из открытых источников