Какие дома-памятники попадут под реставрацию в Екатеринбурге: от Рязанова до Рейшера
Распад и разрушение Состояние значительной части зданий из списка объектов культурного наследия (ОКН) сейчас оставляет желать лучшего. Яркий тому пример – дом Рязанова, располагающийся на улице Куйбышева. С годами он заметно врос в землю – прилегающая проезжая часть располагается на уровне окон второго этажа, но это не самая страшная из проблем. Некогда величественное здание, принадлежавшее купцу Терентию Рязанову, с каждым годом приобретает все более неприглядный вид. Хотя на фасаде есть табличка с надписью «Охраняется государством», а часть здания занята офисами, но все же дом выглядит заброшенным. Еще один архитектурный памятник, явно нуждающийся в реставрации, – бывший дом мещанки Марьи Пастуховой на углу Куйбышева и Гоголя. Вероятнее всего, ему грозил бы снос, если бы во время революции 1905 года «некий большевик К. Суханов» (именно так отмечено в архивах Управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области) не устроил там штаб и склад оружия. Теперь здание тоже находится в числе ОКН. Проблемы есть и с состоянием некоторых памятников XX века. Самый известный – фабрика-кухня УЗТМ, где сейчас находится центр культуры «Орджоникидзевский». В прошлом году он пережил пожар, и его ремонт с тех пор постоянно обсуждался городской администрацией и думой. Неудивительно, что именно на него пойдет почти половина средств, выделенных мэрией. Еще один пример – брусковый коттедж на улице Большакова, построенный по проекту автора Белой башни Моисея Рейшера. Он пострадал от пожара еще в 2016 году и, если бы не предстоящая реставрация, мог превратиться в классическую «заброшку». У всех на виду Другие здания находятся в более благопристойном состоянии благодаря постоянному использованию – многие жители проходят мимо каждый день. Тем не менее, реставрировать необходимо и их. Например, музей изобразительных искусств на улице Воеводина, расположен в бывшем госпитале Екатеринбургского завода, где в 1749 году прошло первое в городе театрализованное представление. Это одна из старейших построек города. Музеи также находятся в доме Метенкова и бывшей школе партийных пропагандистов на улице Карла Либкнехта. Хорошо знаком жителям и кинотеатр «Колизей» на углу улиц Ленина и Карла Либкнехта. Он построен в 1845 году на месте первого постоянного театра в Екатеринбурге. Здание видело в своих стенах и актеров из бывших крепостных, и купцов-меценатов, и революционеров Якова Свердлова и Ивана Малышева. В Екатеринбурге имеются и другие удачные примеры современного использования памятников архитектуры. Например, в доме Маклецкого на улице Тургенева в последние годы создается центр городских практик, в усадьбах Ошуркова и Давыдовых на улице Чапаева давно находятся библиотеки. Нуждается в реставрации и Дом контор, располагающийся на перекрестке улиц 8 Марта и Малышева. Здание значительно моложе предыдущих – его построили в 1929 году с характерным для того времени налетом конструктивизма. Первоначально в нем, как и сейчас, находились многочисленные конторы и магазины, во время войны – госпиталь для раненых. В семидесятых Дом контор пережил сильный пожар. «Если никого не пускать, здание зачахнет» Общественники надеются, что нынешнее постановление главы Екатеринбурга станет не последним в области реставрации объектов культурного наследия, отмечая, что внимание городских властей к этому вопросу несет положительный эффект. «Я так понимаю, что это будет не глобальная реставрация. Судя по ценам, которые выделяют на такое количество памятников – это косметический ремонт. Поэтому, видимо, глобальных изменений не предвидится, но все же это большой плюс, что про дома не забывают. В настоящий момент в ремонте и в срочном вмешательстве нуждается гораздо большее количество архитектурных сооружений Екатеринбурга», – говорит шоумен и гражданский активист Александр Цариков. По мнению бывшего главного архитектора города Михаила Вяткина, главное препятствие на пути к сохранению памятников – нехватка средств. Он полагает, что мэрии следует проранжировать старинные здания, опираясь не только на их значимость, но и на современное состояние. «У нас есть мастера реставрации, которых готовит архитектурный институт. Его ректор Александр Долгов многие годы занимается реставрацией, несколько фирм в городе тоже этим занимаются. Проблем я тут не вижу. Было бы желание собственника. И даже не столько желание, сколько финансовая возможность», – отмечает Михаил Вяткин. По его мнению, в первую очередь необходимо четко определиться, какие объекты необходимо ремонтировать первым делом, а какие – взять в следующую очередь. «Нужно создать какой-то рейтинг этих объектов культурного наследия. Рейтинг как по значимости, так и по состоянию, потому как есть такие объекты, которые требуют не просто скорой реставрации, а скорейшей», – подчеркивает он. Архитектор Эдуард Кубенский тоже считает, что в этом вопросе необходим комплексный подход к реставрации памятников. И самым главным он называет их приспособление к современным нуждам. «Чтобы памятник архитектуры находился в хорошем состоянии, нужно чтобы в нем имелась функция, чтобы он жил как организм. А во-вторых, нужен проект. Они должны быть максимально друг с другом связаны. Можно, конечно, дать постановление, выдать федеральные деньги, отремонтировать все хорошо и качественно, и на этом закончить историю – никого туда не пускать, ничего больше там не делать, и через какое-то время здание зачахнет. Никакой пользы от траты этих денег не будет. Надо, чтобы там была какая-то функциональная начинка, тогда там будут люди, тогда это здание будет жить», – считает Эдуард Кубенский. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева Инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова