Войти в почту

Что будет с легендарной «Прагой» на Арбате при новых владельцах?

Новые собственники здания № 2 на Арбате, известного как ресторан «Прага», определились с концепцией развития помещения. Там появятся магазины, пара ресторанов, а также элитные апартаменты. Об этом пишут «Ведомости».

Что будет с легендарной «Прагой» на Арбате при новых владельцах?
© BFM.RU

«Прагу» называют одной из жемчужин Москвы. Само здание появилось в XVIII веке и неоднократно перестраивалось. Вначале это был доходный дом, затем трактир для извозчиков, которые переиначили название в «Брага», а в конце XIX века купец Тарарыкин выиграл его в бильярд и превратил в ресторан высшей категории. Клиентами заведения в основном были деловые люди, представители среднего класса и литературно-профессорской среды, рассказал Business FM историк-москвовед Павел Гнилорыбов:

Павел Гнилорыбов историк-москвовед «В «Праге» использовалась модель, которую транслировали все остальные рестораны Российской империи, — это большие столы на шесть-восемь человек, безукоризненное обслуживание, большой размер чаевых, который доходил до 20%, и обилие зелени — бесконечные кадки с пальмами. Вообще, там любили покутить. Если вокруг были рестораны для таких тихих семейных посиделок, то «Прага» — это скорее для такого гусарства. Там часто собирались офицеры, можно было увидеть пьяную компанию, которая грузилась на трех-четырех извозчиков и никак не могла разобраться, в какой конец города ехать».

После революции в «Праге» несколько ухудшилось меню и обслуживание, заведение стало образцово-показательной столовой. Приезжавшие иностранцы отмечали, что только там в Москве подают шницели и отбивные, не похожие на подошву. «Прагу» любил Бунин и рекламировал Маяковский. В 1954 году ресторан перестроили по проекту чехословацких архитекторов, и там появилась кондитерская. А за знаменитым тортом москвичи отстаивали многочасовые очереди.

Сейчас здание станет многофункциональным, и это самая эффективная концепция, считает гендиректор консалтинговой компании RRG Денис Колокольников:

Денис Колокольников гендиректор консалтинговой компании RRG «Первые этажи — это хороший стрит-ретейл, который можно правильно нарезать. И трафик с двух сторон, по сути, — по Арбату и по Новому Арбату. Что касается апартаментов, надо, конечно, смотреть на планировки и размеры, потому что от 80 до 200 метров квадратных — это достаточно большие апартаменты. С другой стороны, если они привлекут, например, какого-то известного дизайнера и сделают апартаменты с каким-нибудь брендом, я думаю, что в районе миллиона за квадратный метр это вполне может стоить. Правильно было бы сохранить исторические вещи, связанные с рестораном «Прага», с кулинарией, — торт «Прага», то есть это бренды, которые вполне могут еще служить».

Всего в «Праге» планируется 12 магазинов, два-три ресторана и 28 элитных апартаментов. Возможно, еще появится ночной клуб и кальянная. В Москве не так много мест, которые сохраняют свою функциональность на столетия вперед. Например, Елисеевский магазин, Верхние торговые ряды — нынешний ГУМ. Удастся ли «Праге» сохранить свою уникальную атмосферу? На реставрацию новые собственники, среди которых бизнесмен Мирослав Мельник, выкупивший ресторан в 2019 году, потратят 1 млрд 700 млн рублей.

Некоторые эксперты считают, что продать апартаменты будет не так просто — мало кто захочет жить по соседству с ночным клубом. Инвестиционный директор компании «Тринфико» Артем Цогоев с этим не согласен и уверен, что площади в «Праге» раскупят:

— Все на самом деле очень сильно зависит от итоговой концепции. Есть апартаменты сервисные, которые сдаются в аренду на долгий срок, есть апартаменты, в которых можно жить, гостиничного типа и так далее. Если это будут жилые апартаменты, то цена в 600 тысяч, мне кажется, стартовая.

— «Прага» — памятник архитектуры. Не пострадает ли он при этих работах с учетом концепции, которую хотят воплотить (в частности, тут будет ночной клуб)?

— Я бы не привязывался к слову «ночной клуб». Этого формата там точно не будет. Скорее всего, это будет какой-то ресторан круглосуточный. Вот в Москве есть, например, «Живаго», вот что-то такое. Сейчас развивается такой формат, как рестораны клубного типа. А именно ночные клубы типа «Дягилева», «Рая» и так далее уже, в общем-то, в прошлом, и никто их не возрождает именно потому, что такая концепция плохо работает в Москве.

Ранее СМИ сообщали, что в «Праге» откроется огромный фуд-корт. Однако концепцию решили поменять — несколько форматов внутри проекта могут обеспечить постоянный доход.