Усадьбе XVIII века грозит снос

«ДОМ-ТАРАКАН» УГРОЖАЕТ БАДАЕВСКОМУ ЗАВОДУ

Усадьбе XVIII века грозит снос
© Мир новостей

Даже странно, что комплекс Бадаевского пивоваренного завода решено снести только сейчас. Он стоит на красивейшем изгибе Москвы-реки, с одной стороны - Кутузовский проспект, с другой - набережная Тараса Шевченко. Панорамный вид на гостиницу «Украина», невдалеке - небоскребы Москва-Сити. Застройщики элитного жилья давно облизывались на этот кусочек старой Москвы.

Несколько лет назад крупнейшим девелопером, специализирующемся на элитном жилье, был представлен проект застройки завода. От целого комплекса старинных зданий из толстого красного кирпича здесь останется пара построек. А на их месте вырастет многоэтажный жилой комплекс из стекла и бетона, установленный почему-то на сваях. Огромную новостройку «на ножках», которую местные жители уже прозвали «домом-тараканом», проектировало швейцарское архитектурное бюро. Сегодня трудно представить себе здание, которое настолько не вписывалось бы в ландшафт старой Москвы. Оно нелепо возвысится над набережной и закроет собой значительную часть красивейшего района.

Вот такой «дом-таракан» планируется на месте знаменитого Бадаевского завода

До недавнего времени снести исторический комплекс завода было проблематично - он имел охранный статус. Поэтому в столичном правительстве поступили просто: в 2018-м появился новый проект охранных зон, который дает возможность снести все, что мешает планируемой стройке. Здания, построенные на рубеже XIX-XX веков, с легкостью переписаны в постройки советского времени 70-х годов. И это при том, что здесь есть лучковые перемычки над оконными и дверными проемами, характерные поребрики и стальные стяжки, которые однозначно указывают на дореволюционный характер постройки.

С одним из корпусов случилась совсем загадочная история: половину здания экспертиза признала памятником, а вторую - нет. «Вторая половина точно такая же, состоит из таких же кирпичей и составляет одно архитектурное пространство. Данные о том, что части корпусов строились в одно время, есть в архивных планах 1912 года», - говорит депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева. По ее словам, своды, чугунные колонны и лестницы, массивные двери одинаковы во всех помещениях: и в части, что признана памятником, и в той, которую экспертиза посчитала «поздней дисгармоничной пристройкой». Но эксперты департамента культурного наследия на эти детали почему-то не обратили внимания.

СПРАВКА «МН»

За последние 10 лет в Москве было уничтожено 220 исторических объектов XIV-ХХ веков. Из них 60 объектов имели различные охранные статусы, но от сноса старинные здания они не спасли. В числе утраченных объектов - 14 федеральных и региональных памятников архитектуры, а также 10 выявленных, то есть ожидавших отнесения к реестру памятников. При этом координатор движения Рустам Рахматуллин считает, что за последнее десятилетие ситуация поменялась в лучшую сторону - при мэре Юрии Лужкове массовые сносы проводились без оглядки на законодательство. «Сегодня мэрия помнит про Уголовный кодекс, где есть статья об умышленном уничтожении памятников, помнит термин «ценный градоформирующий объект», - говорит Рахматуллин. Но сейчас в охранных зонах разрешают строительство. «На месте двухэтажного здания может проектироваться шесть», - отмечает Рахматуллин, поэтому остаться в истории у памятников по-прежнему мало шансов.

ЗДЕСЬ БЫЛ ПУШКИН…

Усадьба XVIII века П.А. Позднякова - Юсуповых находится на углу Большой Никитской улицы. Это одно из старейших зданий столицы. Оно строилось в 1783-1794 годах, и сегодня вполне предсказуемо находится в аварийном состоянии. Но вместо реставрации его может ждать снос.

Усадьба ХVIII века П.А. Позднякова-Юсуповых

Дом был свидетелем множества исторических событий. Здесь работал театр Позднякова, который Александр Грибоедов описал в своем хрестоматийном произведении «Горе от ума». В 1812 году французы, обосновавшись в Москве, разместили здесь театр, его посещал сам Наполеон. С тех пор заведение называлось Наполеоновским театром. Именно в этот дом любил заезжать Пушкин - хозяин усадьбы князь Юсупов был хорошим приятелем поэта. А в июне 2020 года Мосгорнаследие не внесло в реестр региональных памятников дворовый флигель и внутренний двор усадьбы. Это значит, что значительную часть архитектурного ансамбля можно просто уничтожить на законных основаниях.

Интересно, что экспертизу проводили не москвичи. Архнадзор выяснил, что к сносу старинную усадьбу приговорил некий эксперт из Томска Петр Зыбайло. «Его аргументация напоминает лучшие образцы жанра 2000-х годов: внутридворовый флигель «не обладает признаками объекта культурного наследия», потому что, во-первых, признан ветхим; во-вторых, не выходит на улицу; в-третьих, повторяет формы уличного флигеля», - цитирует Архнадзор это недоразумение, называемое почему-то экспертизой. Тогда же общественники забили тревогу: флигелю грозят переделка или уничтожение, а двор может быть застроен и перекрыт.

Общественники и журналисты говорят, что застраивать старинную усадьбу собирается компания, причастная к сносу доходных домов на Варварке и усадьбы Неклюдовых на Малой Бронной. Те же коммерсанты боролись и за снос дома купца Булошникова, но тогда активистам удалось памятник старины отстоять.

ОТ ТЕПЛЫХ РЯДОВ В КИТАЙ-ГОРОДЕ НЕ ОСТАНЕТСЯ КАМНЯ НА КАМНЕ

В прошлом году стало известно об очередном этапе реконструкции бывших Теплых торговых рядов. Они расположены в 100 метрах от Красной площади сразу за ГУМом, в так называемом квартале №4. Вероятно, теперь будет снесен уцелевший корпус, выходящий на Ильинку.

Теплые ряды - это торговый пассаж с галереями и переходами, построенный в 1864-1869 годах. Эти постройки отапливались зимой, поэтому получили такое название. Через 30 лет по соседству появились Верхние ряды, куда более роскошные, с прозрачными перекрытиями над торговыми линиями. Сейчас здесь расположен ГУМ. А все пять корпусов Теплых рядов ждала незавидная судьба: их многократно перестраивали и реконструировали.

В 1988 году комплекс был обследован специалистами и рекомендован на госохрану в полном объеме. Также было запланировано археологическое исследование подвалов и воссоздание галерей. В 1990-х был подготовлен проект реставрации. Но в 1996 году вместо реставрации начался снос. Тогда уничтожили самый представительный корпус Теплых рядов. Найденные в подвалах своды палат Новгородского по­дворья XVI-XVII веков тоже не остановили этот вандализм. Древние палаты даже не стали обследовать.

В 1998 году снесли еще два корпуса на Ильинке, в 2006-м - еще три корпуса. Участок приобрела фирма «Интеко», принадлежавшая супруге тогдашнего столичного мэра Елене Батуриной. Она решила строить здесь отель категории люкс, а для этого надо было удвоить площадь объекта. Но вскоре Лужков свою должность потерял, работы остановились на 14 лет, а на месте сноса так и осталось зияющее пустое пространство.

Теперь снос грозит трехэтажной постройке 1860-х годов - единственному подлинному фасаду Теплых рядов, сохранившемуся на линии Ильинки. На сайте госзакупок в 2020 году появилось упоминание «сноса или демонтажа» 574 кв. м площади здания. А это значит, что от старинных Теплых рядов в Китай-городе не останется практически ничего.

Наталья Пуртова.

Фото: С. Ведяшкин/Агентство «Москва»,

А. Никеричев/АГЕНТСТВО «МОСКВА»