Колосья пшеницы из Флоренции: чем уникален дизайн «Киевской» Филевской линииметро
В марте 1937 года была открыта «Киевская» Филевской линии метро. Первая станция второй очереди строительства подземки.
Кроме того, она стала первой из всех трех «Киевских». Открытая в 1937 году станция хоть и не несла в своем облике отчетливого сталинского ампира, но как бы предвещала его. Архитектор Дмитрий Чечулин был вдохновлен античными мотивами.
В 1935 году молодой, подающий большие надежды архитектор Чечулин в составе делегации посетил Помпеи, Венецию и Флоренцию.
— Обладавший чутьем Чечулин понимал, чего хочет партия. Она желала «освоения мирового наследия в архитектуре и строительстве с учетом наших социальных завоеваний». Сорок шесть колонн, обрамляющих перронный зал станции, призывали к движению вперед, три ряда ниш со светильниками рождали иллюзию высокого неба. Очевидно, что Чечулин мог себе позволить дорогостоящие материалы, раз одел несущие элементы в розовый и бледно-зеленый оникс, который, правда, быстро потрескался и был заменен на светлый мрамор.
Но капители из глазурованного фарфора с рельефом пшеничных колосьев и плодов, которые Чечулин увидел во время путешествия по Флоренции, и инкрустация в виде помпейских росписей сохранились. Характерная деталь — среди фруктов античных форм — серп и молот, — сказала искусствовед Евгения Гершкович.
На полу станции была мраморная мозаика в виде традиционного украинского орнамента. В торце была скульптура Сталина, которая не сохранилась.
Существовавший до 1972 года наземный вестибюль был разобран при строительстве эскалаторного тоннеля со станции «Киевская» Кольцевой линии. Он находился на месте современного входа в подземный переход у Киевского вокзала.
В 2014–2016 годах проводились реставрационные работы с воссозданием первоначального облика станции с полной заменой облицовки путевых стен.
КСТАТИ
В годы войны Чечулин, занимая должность начальника проектирования Москвы, организовывал штаб маскировки города и командовал военизированной ротой инженерной разведки.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Один из входов на станцию «Киевская» Филевской линии оформлен французскими архитекторами в духе типовых проектов первых станций парижского метро.
Читайте также: Станции «Мневники» и «Карамышевская» БКЛ метро готовы на 98 процентов