Из Петербурга в Москву: как менялась дорога между столицами с XVIII века
Москву и Петербург разделяют 694 версты (или 719 км). Дорога между этими городами всегда была полем для творчества: писателей, инженеров, архитекторов. Именно здесь появлялись и испытывались передовые технологии. Дорога стала своего рода брендом, символом развивающейся экономики России.
«Слово и Дело» разбирается, какими были путешествия до появления Николаевской железной дороги, и как она изменила такое долгое и трудное путешествие.
После того как столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, многие аристократы стали жить на два города. А поселки и города между столицами стали быстро развиваться.
На лошадях
Города Тверь и Великий Новгород, которые находятся по пути следования из Москвы в Санкт-Петербург, были известными торговыми и политическими центрами. И если сейчас из одного в другой можно добраться за два часа на машине, раньше – это было целое путешествие. Однако эти путешествия «протоптали» дорогу между двумя городами.
Дорога из Москвы в Санкт-Петербург и более северные города была известна давно. Однако единого, удобного маршрута еще не было, поскольку не было сухопутных дорог, а местность Новгородской и Тверской областей – очень топкая. Кстати, слово «ямщик» - человек, который работал извозчиком, «таксистом» того времени, - появилось от слова «ямы». Ямами называли специальные перевалочные пункты по дороге из Москвы в Санкт-Петербург.
Источник фото: wikipedia.org - Aleksander Orłowski
То, что раньше было просто перевалочными пунктами, сегодня стало целыми городами и поселками: Химки, Черная Грязь, Валдай.
Дорога из Москвы в Санкт-Петербург и обратно стала главным трактом в стране. Сейчас мы бы назвали такую дорогу «хайвеем» или «автобаном». Только максимальная скорость достигала скорости неуставшей лошади, которая мчалась к первой станции, где оставалась отдыхать. А путешественник ехал дальше, на другой лошади.
С 1712 года дорогу между Петербургом и Москвой стали благоустраивать, потому что именно по ней между двумя городами ездили высокопоставленные чиновники. Чтобы следить за этой дорогой, была создана Комиссия о дорогах и государстве, которая развивала сеть дорог по всей стране.
Новая дорога получила название Большая Московская, или «Першпективная дорога». Ямы по дороге стали превращаться в почтовые станции, скорость передачи информации из одного города в другой тоже выросла.
Источник фото: wikipedia.org - Goffert / Public Domain
Первая дорога была выложена бревнами и связанным хворостом, а сверху засыпана песком. Например, А.С. Пушкин в своем произведении «Путешествие из Москвы в Петербург» говорит:
«...проклятая коляска поминутно требовала починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Приехал в Петербург я полумертвый».
Главную дорогу страны стали облагораживать уже при Николае I: песок, бревна и хворост заменили на щебень и гравий, были отстроены новые мосты, облагорожены населенные пункты, встречавшие по дороге путешественников – Вышний Волочек, Торжок, Новгород.
Теперь дорога из Москвы в Санкт-Петербург занимала 4-5 дней, а потом время сократилось до трех дней. Сейчас нам это кажется долгим сроком, а тогда эта дорога и дилижансы стали прототипами современных «Сапсанов». В том числе и по цене, потому что добраться из одной столицы в другую было недешевым удовольствием.
Источник фото: wikipedia.org - Goffert / Public Domain
На поезде
В 1837 году в России появилась первая железная дорога длиной 27 километров. Она связывала Санкт-Петербург и Царское село. Дорога функционировала очень успешно, и в связи с этим было принято решение о создании сети железных дорог.
В 1951 году была запущена Николаевская железная дорога из Москвы в Санкт-Петербург. Путь из одной столицы в другую со всеми остановками занимал в среднем 19 часов. Добраться в Москву стало не только быстро, но и дешево. Билеты на поезд стоили от 7 до 19 рублей, в то время как раньше дорога на перекладных стоила 95 рублей.
Источник фото: wikipedia.org - Goffert / Public Domain
В Советское время железная дорога из Николаевской была переименована в Октябрьскую. В 1931 году был запущен скоростной поезд «Красная стрела», который находился в дороге 9 часов 45 минут. И сегодня это среднее время для обычного пассажирского состава, курсирующего из Москвы в Санкт-Петербург.
В 2009 году был запущен высокоскоростной поезд «Сапсан», который преодолевает расстояние в 700 с лишним километров минимум за 3 с половиной часа. «Сапсан» может спокойно нестись на своей скорости в 180 км/ч даже при температуре -40°С за бортом и это – самый быстрый наземный общественный транспорт в России.
Источник фото: Невские Новости - Оксана Дроздова
Теперь практически каждый человек может съездить на выходные в одну из столиц России, не потратив при этом полдня в пути. Именно поэтому дорога между Москвой и Санкт-Петербургом считается самой лучшей и скоростной в нашей стране.