Дом, что хранит историю войны. Окончание
Почти в самом центре Читы располагается всем известное историческое здание ярко-жёлтого цвета — Дом офицеров. Фактически он начал свою работу 1 ноября 1929 года как Читинский Дом Красной Армии. Но с того времени претерпел множество реорганизаций и преобразований, сменил немало имён, переезжал, был свидетелем крупнейших событий в истории страны и края, чтобы в конце концов предстать перед нами во всей своей эпохальной красе. Для современных читинцев и гостей города Дом офицеров и прилегающая к нему территория старейшего городского парка — это, пожалуй, важнейшее место культурного отдыха и проведения досуга. Но мало кто помнит и знает, какую насыщенную историю сохраняют эти стены. В 2020 году читинский Дом офицеров отмечает знаковую дату — 80 лет со дня открытия современного здания — того самого, к которому мы так привыкли. В честь этого события директор учреждения Сергей Васильевич ЖЕРЕБЦОВ провёл для нас увлекательную экскурсию по военно-историческому центру. Приглашаем и читателя в это познавательное путешествие. Окончание. Начало в № 209 Любимый артпроект Очень трепетно Сергей Жеребцов описывает артпроект «Остров сокровищ». Это искусственно созданный водоём, посредине которого остров со скульптурой гурана — символа Забайкалья. Кованые скамеечки, мостик, кованый сундук с сокровищами. И всё это украшают интересные элементы в виде лодки, рыбацкой сетки, плетня и много чего ещё. Летом в водоёме живут караси. Зимуют они в цокольном помещении Дома офицеров, где поддерживается необходимая температура. В ноябре рыбки впадают в спячку, а просыпаются ближе к марту. В мае, когда водоём наполняется, сотрудники Дома офицеров выпускают карасей. А ещё летом над водоёмом всегда летают стрекозы. Их личинки попадают туда вместе с болотной травой, которую завозят в артобъект из ближайших природных водоёмов. Это красивое местечко никогда не остаётся без внимания. Особенно тут любят проводить свои свадебные фотосессии молодожены. Вернуть доброе время «У нас была цель — фрагментарно вернуть тот исторический парк, каким он был до революции и в советские годы», — говорит Сергей Васильевич. Так, колесо обозрения — символ любого достойного парка, было утрачено ещё в 70‑х годах прошлого века, по всей видимости, износилось и исчерпало свои ресурсы. Но в 2013 году Дом офицеров вернул этот аттракцион в строй. Вернули и исторические беседки, которые были построены ещё в 1898 году, за год до открытия парка. История так называемой Музыкальной беседки хорошо известна. Ранее беседка находилась примерно там, где сейчас расположена стела воинам-интернационалистам. Простояла она до начала 70-х годов, но обветшала и была разобрана. До революции и после окончания гражданской войны, вплоть до начала Великой Отечественной, для горожан и гостей города в этой беседке играл военный духовой оркестр. В 1908 году именно в этой беседке впервые в Чите был исполнен знаменитый вальс Ильи Шатрова «На сопках Маньчжурии». Вторая беседка находилась в начале современной центральной аллеи. Но её история неизвестна. Тем не менее в 2014 году работники Дома офицеров подняли архивы, нашли фотографии, просмотрели документальный фильм Читинского телевидения 1971 года, в котором были запечатлены все детали беседок, нашли схемы с размерами и сумели воссоздать их в новом времени. Разместить их на прежних местах, конечно, уже было не возможно. Но тем не менее новые беседки — абсолютная копия оригинальных. Отличаются они лишь современным крепежом и пропиткой. Музыкальную беседку еще называют «ветеранской танцплощадкой». Уже пять летних сезонов по четвергам в ней играет военный духовой оркестр. Каждый такой вечер начинается и заканчивается композицией «На сопках Маньчжурии». Ну, очень красивая и знаковая традиция! Именно благодаря таким традициям Дом офицеров и хочет вернуть ауру того старого доброго времени. Капитальная реставрация Вернёмся же к тому, с чего мы начинали, — к зданию Дома офицеров. Как мы помним, оно тоже знатно износилось и нуждалось в немедленной реставрации. За все эти годы был произведён основательный ремонт всех внутренних помещений с сохранением и восстановлением исторических деталей интерьеров. Были полностью отремонтированы фасады: главный, боковые, дворовый. Здание вернулось к своему историческому виду… В 2010 году Дом мог лишиться двух скульптурных композиций, находящихся над входом: трещины образовались почти до арматуры, а отдельные куски падали на тротуар. Успели спасти. Скульптурный триптих «Солдат, сталевар и колхозница», стоявший на портике входа в Большой концертный зал, в значительной мере разрушился к 1990-м годам. Тогда, при проведении экспертизы, был сделан вывод, что эту композицию восстановить нельзя. В итоге её разобрали и просто выбросили. С тех пор здание стояло без своей главной скульптуры. Но в 2018 году всё изменилось. Известный забайкальский живописец Андрей Пащенко сделал эскиз по фотографиям фотокорреспондента газеты «Забайкальский рабочий» Евгения Епанчинцева, а скульптор-самородок Левон Минасян самостоятельно воссоздал скульптуру. На этом команда ДО не остановилась. Как известно, ещё в 1985 году к зданию с левой стороны пристроили военно-исторический музей. Пристроить-то его пристроили, вот только барельефы на его портике не сделали. Вот так и стоял он: как-то обособленно и несимметрично. Поэтому в 2013-2014 годах, делая ремонт фасадов Дома, с барельефов портика входа в Большой концертный зал сняли копии, изготовили и установили их на портике входа в музей. Позже два упомянутых творца создали новую скульптуру-триптих для военно-исторического музея — «Лётчик, инженер и учительница». Теперь на фасаде здания находятся четыре скульптурные композиции, и эта работа — большое достижение работников Дома офицеров. 26 апреля 2014 года в «родные» стены вернулся Иосиф Кобзон и торжественно перерезал ленточку в честь открытия отреставрированного Малого камерного зала («Голубой комнаты»). Стационарная машина времени Отдельного внимания заслуживает грандиозное преображение военно-исторического музея. За последние десять лет его коллекцию пополнили порядка ста новых экспозиций. Среди них есть и те, которые посвящены современным героям. Появился интерактив, вершиной которого стало открытие единственной в Забайкальском крае диорамы «Штурм Хайларского укрепрайона в ходе Маньчжурской стратегической наступательной операции 1945 года». Главным художником проекта был также Пащенко. Он лично выезжал в Хайлар, на места, где до сих пор существуют остатки этого укрепрайона, делал зарисовки и уже здесь воплощал их в жизнь. Немало исторического материала пришлось изучить и для создания достоверной экспозиции «Землянка командира партизанского отряда», посвященной нашему земляку, Герою России и одному из организаторов партизанского движения Бадме Жаповичу Жабону. «Подобных землянок и блиндажей в музеях по стране достаточно много. Мы поставили себе задачу, чтобы эта композиция получилась не хуже и даже лучше, чем в других городах. И мы того добились», — говорит Сергей Жеребцов. Ещё одна интерактивная композиция — «Допрос полковника Вермахта». Это специально оборудованный кабинет, в котором советский офицер допрашивает немецкого полковника. Большая часть экспонатов в этом кабинете подлинники — мебель, лампа, громкоговоритель, телефон, книги 30-40-х годов. Некоторые элементы создавал художник Евгений Кузнецов. В этой композиции продумано всё — даже в пепельнице окурок дымится. Своего рода наша местная стационарная машина времени! С возвращением, театр и ансамбль Когда мы говорили о том, что Дом офицеров хотел вернуть доброе прошлое, речь шла не только о строениях и памятниках культуры. Вернули служащие ДО и народный театр. «Он существовал при Доме офицеров с 1934 года, ещё до открытия современного здания. Были времена, когда труппа народного театра конкурировала с труппой областного Драматического театра — настолько высок был их уровень. Когда пришёл в негодность Малый камерный зал, театр тоже прекратил своё существование», — рассказывает директор. Возродился он вслед за реставрацией и называется театром-студией Дома офицеров. Труппа немногочисленная, но спектакли с небольшим участием актёров и антрепризы (с приглашением актёров из других театров – авт.) проходят в нём без проблем. Конёк Дома офицеров — это, конечно, спектакли на военную тему. Представления покрупнее идут с участием другого коллектива — возрожденного ансамбля песни и танца Дома офицеров. В 2011 году, когда расформировали Сибирский военный округ, самым безжалостным образом был уничтожен знаменитый Ансамбль песни и пляски Ордена Ленина Сибирского военного округа. Это был ансамбль с богатой историей — старейший коллектив песенно-танцевального жанра в регионе. Год его рождения — 1938, и он единственный академического плана. Но в 2012 году Равиль Фаритович Гениатулин помог вернуть его к жизни. Театр-студия начал свою деятельность с постановки «А зори здесь тихие» по одноимённой повести Бориса Васильева, а потом решил обратиться к работам местных авторов. Первой такой постановкой стала «Трубка снайпера» Сергея Зарубина о забайкальце Семёне Номоконове. По документальной повести Зарубина «Путь разведчика» был поставлен спектакль об одном из самых результативных советских войсковых разведчиков Сергее Матыжонке. Особенная история приключилась с постановкой спектакля «Бурятский брянец» по книге «Огненные тропы» о Бадме Жабоне — партизанском командире на Брянщине. Сложнее всего было найти подходящего героя, потому что Бадма был могучего телосложения. Где же было такого найти? «Режиссёр-постановщик нашла на улице такого парня — бурята большого роста. Он и сыграл. И когда мы были на Алханае, на праздновании столетия со дня рождения Жабона, увидев фрагмент постановки, местные первым делом спросили: «Вы где такого бурята взяли?», — улыбается Сергей Васильевич. Творческий состав Дома офицеров никогда не претендовал на особое место, но что касается военных программ, то они, признаётся директор, сильнейшие в регионе! PS. Трудно перечислить все проекты и работы, которые были сделаны сотрудниками Дома офицеров, чтобы вернуть этому историческому объекту былую мощь и достойно подойти с этими достижениями к юбилейной дате. Не уложить многолетней истории на нескольких страницах нашей газеты. А ведь это ещё далеко не конец. Быть может, только начало нового культурного пути военно-исторического центра. Мы надеемся, что каждый читатель теперь, прогуливаясь по аллеям парка или сидя на кованой скамеечке, наблюдая за посверкивающими в воде карасями, или просто глядя на ярко-жёлтый фасад здания, вспомнит, сколько труда вложено, чтобы все мы могли любоваться его результатом. Пусть эта эпохальная сила, вся та любовь и старания, что были вложены в возрождение Дома и парка, наполнят сердце трепетным чувством гордости за то, какие неравнодушные и патриотичные люди сохраняют памятники нашей истории и культуры. Екатерина ЕРЕМЕНКО.