Как изменился архитектурный облик Москвы за 10 лет

Город, в котором мы живем, меняется с каждым годом. Но, оставаясь в нем, часто мы не замечаем эти изменения, воспринимаем как должное. Так иногда бывает и с детьми — как вырос ребенок, можно понять, только хотя бы ненадолго расставшись с ним. Москва за минувшие десять лет успела измениться капитально. Еще 15 лет тому назад казалось, что внешний облик столицы кричал: «Да, скифы мы, да, азиаты!» — хаотичные перетяжки на главных улицах, разномастные вывески, аляповатые торговые центры и ларьки у каждой станции метро и между ними. За последние десять лет из базарной, пестрой, грубо крашенной торговки Москва превратилась в элегантную ухоженную даму высшего общества, заявив о себе как о городе современного пространства, света, комфорта. О том, как менялась столичная городская среда в течение последнего десятилетия и какую трансформацию город пережил, — в материале «Ленты.ру».

Как изменился архитектурный облик Москвы за 10 лет
© Lenta.ru

Пожалуй, самый большой удар по архитектурному наследию 90-х был нанесен столице «ночью длинных ковшей» в 2016 году, когда разом были снесены различные незаконные самострои столицы, — от знаменитой стекляшки «Пирамида» на Тверской до местечковых торговых центров. За два года город избавился от 2,5 тысячи самостройных объектов. Поначалу горожане грустили по слому привычных маршрутов, таких, как покупка чулок в переходе метро, сигарет у выхода или других мелких товаров, но ощутимо поменялся сам облик столицы — исчезло хаотичное нагромождение строений и вывесок. Кроме того, подавляющее большинство этих сооружений были построены с нарушением всех элементарных требований пожарной и эпидемиологической безопасности, часто они перегружали уличную инфраструктуру, а владельцы незаконных построек не несли ответственность за свою работу.

Как отметил заместитель мэра Москвы по экономике Владимир Ефимов, «всего за последние 10 лет центральные районы города были практически полностью очищены от нелегальных построек, за это время Госинспекцией по недвижимости было выявлено 12 тысяч объектов самостроя, более половины из них демонтировано». Сегодня, когда центр города практически освобожден от самостроя, акценты сместились в сторону спальных районов, которые также нуждаются в наведении порядка — сейчас это одна из главных задач.

Для обнаружения незаконных построек в настоящее время используют современные технологии — квадрокоптеры, камеры городского видеонаблюдения, ортофотопланы. При этом большая часть объектов теперь демонтируется собственниками добровольно, так что повторения «ночи длинных ковшей» ждать не следует.

Стоит заметить, что сегодня, через четыре года, те, кто возмущался снесением ларьков и прочих незаконных построек, кажутся вполне довольными жизнью. Центральные улицы города стали просторнее, возле станций метро — заметно меньше суеты, а значит, город стал безопаснее. И наконец, те же самые люди сегодня с удовольствием посещают тематические ярмарки, расположившиеся на прежних торговых точках, и гуляют по столице с комфортом.

Сравнить, как изменилась столица после ликвидации самостроя, можно в галерее.

Кажется, еще недавно москвичи, отправляясь в путешествие по Европе, сетовали, что московские парки сильно уступают европейским, где можно проводить время расслабленно и увлекательно. С тех пор столичные парки преобразились. Чего стоит одно только «Зарядье», ставшее с момента его создания непременным туристическим аттракционом, популярным у жителей города и у туристов.

Дизайн столичных парков был сильно скорректирован, расчищены дорожки для прогулок и занятий спортом — бегом, катанием на роликах или велосипедах, появилась культурно-развлекательная программа в виде разнообразных мастер-классов. Сегодня парки Москвы не только не уступают своим европейским аналогам, но и являются примером для многих городов. А число москвичей, которые с удовольствием проводят в них время, выросло за эти годы более чем в восемь раз.

Раньше казалось, что в мегаполисе такого масштаба можно передвигаться исключительно на общественном транспорте или автомобиле. О том, чтобы рассекать по столице на велосипеде, десять лет назад и речи не шло. Отдельные смельчаки, прорывавшиеся сквозь столицу на своих велосипедах, только подчеркивали, что им здесь не место. Сегодня все выглядит иначе — велосипедные дорожки прочно укоренились в городской разметке, точки проката велосипедов пользуются спросом, а сами москвичи все чаще предпочитают добираться из точки А в точку Б на велосипеде. Такой образ жизни становится не только модным, но и удобным, благодаря нанесению велодорожек на карту города.

По словам Кирилла, волонтера проектов «Спорт во благо», «количество велодорожек в городе действительно увеличилось, появились выделенные полосы для велосипедистов на бульварном кольце и в центре. Во многих местах отдыха есть прокат велосипедов, а в этом году в столице активно развивается и прокатный сервис электросамокатов». Радует Кирилла и то, «что много стали проводить веломероприятий общегородских — тех же заездов, например. Комфортно стало перемещаться с велотранспортом и по МЦК/МЦД, где предусмотрены специальные места для велосипедов».

Там, где когда-то пышным цветом хаотично громоздились ларьки и стихийные торговые центры, сегодня расположились фестивальные площадки. Для многих уже стало традицией приходить к одной из городских каруселей с детьми, посещать тематические ярмарки, принимать участие в мастер-классах всей семьей.

По мнению Ирины Сапроновой, организатора мероприятий, «за последние 10 лет в Москве появились классные фестивальные истории, когда в парках или на культурных площадках фуд-энтузиасты и мастера своего дела выставляют собственную продукцию. Раньше те же рукодельницы могли выставлять и продавать свои изделия по друзьям, а сейчас можно зарегистрироваться на фестиваль-маркет. В прошлом году такие фестивали городского или районного масштаба работали почти каждый выходной».

«То же самое касается еды — 10 лет назад все начиналось с пробных ресторанных дней на кустарном любительском уровне формата "стол на улице"», — говорит эксперт. Сегодня это целый концепт уличных маркетов, работающих в белой зоне, по всем санитарным и прочим нормам. И это не только красиво и удобно, но и безопасно, и интересно.

Если когда-то у москвичей из стрит-фуда были только «Теремок» и «Макдональдс», то сейчас в рамках разных фестивалей можно попробовать кухню разных стилей и направлений, даже фалафель можно протестировать в кулинарной традиции разных стран. «Благодаря этому, люди знакомятся с разными культурами, кухнями и получают возможность жить за счет своего интересного дела, а не просто готовить у себя на кухне вкусные пирожки», — считает Ирина Сапронова.

В 90-х поход на рынок казался испытанием — и выбор был не велик, и атмосфера рынков в закрытых или открытых зданиях с их толчеей, антисанитарией и грязью была удручающей. Сегодня московские рынки — это не только удобно, но и красиво. Например, Усачевский рынок, магнит притяжения хипстеров, с его атмосферой Сан-Франциско и аппетитными овощами и фруктами, или Даниловский — с его многообразием выбора и свежайшими отечественными продуктами.

Новый вид московского рынка — это не просто достаточно широкая палитра товаров, но и работа по стандартам санэпидемстанции, гигиены и разумного контроля.

По мнению предпринимателя Юлии Чайкиной, «столичные рынки стали дороже, но платить больше денег тут есть за что, — это великолепные продукты, прекрасное обслуживание, широкий ассортимент». «Рынки стали более локальными: сегодня стихийно на рынок можно попасть нечасто — в шаговой доступности их уже нет, надо ехать, — отмечает Юлия. — Зато они стали на несколько порядков более качественными и, как ни странно, более личными. Поэтому за фермерскими сырами или фруктами я чаще всего иду именно на рынок».

Любовь к фигурному катанию нам всем, кажется, впрыснули в прошлом веке на генетическом уровне вместе с прививкой от оспы. Но в постсоветскую эпоху многие точки, где эту любовь можно было претворять в жизнь, были утрачены — перестали работать дворовые катки, а на центральных не было сопутствующей инфраструктуры.

Сегодня катки во дворах снова стали заливать и чистить, а в центральных районах города к ним прилагается комфортная и уютная атмосфера — раздевалки, прокаты инвентаря, фуд-корты. Так что в последние годы катание на коньках, будь то хоккей, фигурное катание или конькобежный спорт, можно не только смотреть по телевизору, но и осваивать самостоятельно в любой из удобных точек города.

Один из важнейших показателей комфортной и современной городской инфраструктуры — создание безбарьерной среды, доступность самых разных элементов — базисных, социальных, культурных — для тех, чьи возможности ограничены. Тут Москве еще есть куда расти, но все же постепенно в городе значительно увеличивается количество пандусов для детских и инвалидных колясок в подземных переходах и подъездах.

Наконец, есть еще свет. За последние годы городское освещение стало одним из важных элементов столичной архитектуры. Поэтому неслучайно, что пять лет подряд Москва входит в топ-5 самых освещенных городов в мире. Это создает безопасность (в столице почти не осталось темных, неосвещенных переулков, по которым страшно ходить), а еще настроение праздника. Ведь кто из нас не полюбил новую Никольскую улицу, негласный символ последнего чемпионата мира по футболу, или не гулял по нарядным новогодним улицам столицы, богато декорированным светящимися гирляндами.

Словом, Москва меняется, и эти перемены явно к лучшему. Поэтому очень любопытно узнать, как будет выглядеть столица спустя еще одно десятилетие.