Андрей Бочкарев: У нас большие планы по развитию метро и дорог
В ближайшие три года планируется ввести в эксплуатацию более 30 станций метро. Будет создан задел и для ввода линий и станций после 2022 года. Также за это время планируется построить свыше 300 километров дорог, более 60 пешеходных переходов и около 100 транспортных сооружений. Подробности «Вечерней Москве» рассказал глава Департамента строительства Андрей Бочкарев. — Андрей Юрьевич, могли бы вы оценить главные результаты уходящего года в области дорожного строительства? Какие проекты завершены? — В этом году мы планировали построить 82,4 километра дорог, 26 искусственных сооружений и 12 пешеходных переходов. Но уже к началу декабря в городе сдано почти 80 километров магистралей. Кроме того, с начала года на новых транспортных развязках и дорогах построено 23 искусственных сооружения и десять пешеходных переходов. Среди главных завершенных проектов, конечно, — Северо-Западная хорда. Один из сложных участков — балочный мост через шлюз № 9 Канала имени Москвы-реки — в конце ноября открыл мэр столицы Сергей Собянин. Сергей Семенович тогда подчеркнул уникальность сооружения, напомнив, что сквозное движение по хорде было запущено еще в 2018 году. Но именно новый балочный мост, который должен заменить старый Карамышевский, сделает движение по магистрали более удобным и комфортным. Строительство моста усложнялось тем обстоятельством, что велось оно на территории действующего шлюза, практически без остановки судоходства. Поэтому вместо традиционного метода «надвижки» использовался более трудоемкий навесной способ. Кстати, этот мост стал первым подобным сооружением в России — с пролетом более 200 метров без дополнительных поддерживающих конструкций! Что касается всей Северо-Западной хорды, то это современная скоростная магистраль, которая проходит через северные и западные районы Москвы от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее — до Мичуринского проспекта. Общая протяженность дорог, включая съезды и искусственные сооружения, 83 километра. Новые маршруты экономят время — Какие еще дорожные объекты были сданы? — Можно перечислить целый ряд достаточно сложных с технической точки зрения объектов: это и разворотная эстакада на Волоколамском шоссе, и переход с траволаторами со станции метро «Технопарк» через проспект Андропова к парку развлечений «Остров Мечты» в Нагатинской пойме, отрезок Северо-Восточной хорды от Открытого шоссе до улицы Лосиноостровской, часть автомобильной дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, две транспортные развязки на МКАД, участок Южной Рокады. Реализация каждого из этих проектов была сопряжена с выносом большого количества коммуникаций на площадках, круглосуточной работой строителей в любую погоду. По возможности все дорожные объекты стараемся сдавать досрочно. Ведь это облегчает жизнь автомобилистам, помогая им находить короткие маршруты, а также способствует развитию самой строительной отрасли. При создании и реконструкции магистралей задействуется большое количество людей и техники. Востребованность кадров велика, а значит, Москва всегда будет привлекательна с точки зрения трудоустройства таких специалистов. Развязки и хорды — Андрей Юрьевич, каковы планы на ближайшие годы по дорожному строительству? Какие крупные проекты завершите в течение трех-пяти лет? — Как я говорил, многие масштабные стройки уже позади. За прошедшие годы в столице реализована целая серия крупных проектов, среди них — реконструкция развязок на Московской кольцевой автодороге, строительство Северо-Западной хорды, обновление Калужского, Киевского, Варшавского и других шоссе. Но, конечно, есть и другие амбициозные проекты, задел которым уже дан. Так, частично сдана Северо-Восточная хорда. В ближайшие годы нам предстоит возвести два участка: от Открытого до Ярославского и от Ярославского до Дмитровского шоссе. Их совокупная протяженность 36 километров, при этом в составе новых дорог много дополнительных сооружений — десять эстакад, четыре моста, два путепровода и четыре пешеходных перехода. Также мы намерены завершить строительство Южной рокады от Пролетарского проспекта до Московской кольцевой автодороги. Кроме того, до 2023 года запланирована реконструкция развязок на пересечении МКАД с Алтуфьевским, Осташковским шоссе, Липецкой улицей, улицей Верхние Поля и улицей Капотней. Нас ждет и очередной этап строительства автодороги МКАД — Коммунарка — аэропорт Остафьево. Предстоит возвести часть Юго-Восточной хорды. Работы по этой магистрали-связке включают десять этапов реализации. В целом это достаточно сложный проект, сопряженный с пересечением ряда существующих магистралей, путей Павелецкого направления Московской железной дороги и МКАД. В перспективе Юго-Восточной хорда дойдет до автомобильной дороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. А это означает, что путь до Новой Москвы через юго-восток станет проще. Продолжение линий — Каковы предварительные итоги года по расширению сети Московского метрополитена? — С начала года в столице введено почти 18 километров линий, для пассажиров открыто восемь станций. На схеме городской подземки появилась новая ветка — Некрасовская. Первые четыре станции — «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка» — открыл в начале лета мэр Сергей Собянин. До конца года планируем завершить строительные работы на втором участке Некрасовской линии — от «Косино» до «Нижегородской». Закончим работы и на двух станциях Большого кольца — «Лефортово» и «Авиамоторной», которые на первых порах проработают как часть Некрасовской ветки. Стала длиннее Сокольническая линия — от «Саларьева» она дошла до «Коммунарки» в Новой Москве. Мы впервые в истории строительства возводили участок столичной подземки в створе новой трассы Солнцево — Бутово — Видное. Четыре станции — «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая», «Коммунарка» — с июня принимают пассажиров. Большое кольцо — Удастся ли замкнуть новое кольцо за четыре–пять лет? — Уже сделан большой задел в области расширения метро: на всех участках Большого кольца ведется строительство. В прошлом году открыли первые 6 станций БКЛ, остальные 25 в работе. В целом до 2023 года мы планируем увеличить протяженность столичного метро более чем на сто километров. За эти годы мы планируем сдать все участки Большой кольцевой линии — на каждом круглосуточно трудятся строители. — Другие линии метро будете развивать? Или все усилия сосредоточены преимущественно на БКЛ? — Большая кольцевая — ключевой проект метростроения в Москве, это так. Тем не менее мы ведем работы и на других линиях. В ближайшие годы продлим Калининско-Солнцевскую ветку, которая пройдет от «Рассказовки» до «Внуково». На север проложим новый отрезок Люблинско-Дмитровской линии, а Сокольническая ветка станет длиннее на одну станцию — «Потапово». — Кроме действующих, планируете ли строить новые линии метро? — Среди новых — Коммунарская линия от станции «Севастопольский проспект» до «Коммунарки». На ветке разместятся десять станций: «Улица Строителей», «Академическая», «Севастопольский проспект», «Улица Новаторов», «Университет Дружбы народов», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка» и еще одна, названия у которой пока нет. В дальнейшем линию продлят до Троицка. — Планируется ли возобновление ранее отложенных проектов? — Да, мы вернулись к идее достроить «Суворовскую» на действующей Кольцевой линии, а также продлить Арбатско-Покровскую ветку от «Щелковской» до Гольянова. Уверен, что за ближайшие годы мы реализуем намеченные планы, создадим задел для будущего развития Московского метрополитена, а это значит, что более 90 процентов горожан получат метро в шаговой доступности. С открытием новых станций привлекательность и доступность районов повысится. Думаю, новые объекты в столице — это лучший подарок москвичам! СПРАВКА Андрей Юрьевич Бочкарев родился 2 января 1972 года в Тюмени. Кандидат экономических наук. Потомственный строитель. Участвовал в возведении ряда крупных объектов за рубежом. С 2006 по 2009 год работа в ОК РУСАЛ. Руководил инвестиционной программой масштабной реконструкции алюминиевого завода Kubal в Швеции. В ноябре 2009 года назначен вице-президентом по инвестиционной программе российского подразделения финского энергетического концерна Fortum (ОАО «Фортум»). С конца 2010 года является руководителем Департамента строительства города Москвы. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Сергей Собянин, мэр Москвы: — Со станций Большой кольцевой линии можно будет сделать 23 пересадки на другие линии метро, 4 пересадки на МЦК, 6 пересадок на первоочередные МЦД «Одинцово — Лобня» и «Нахабино — Подольск», 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других. Питер-Ральф Шефер, вице-президент TomTom: — Москва выбрала верный путь в борьбе с заторами. Мы наблюдаем положительную динамику уже несколько лет, с тех пор как начали составлять отчеты TomTom в 2011 году. В основе исследований — время, которое затрачивает автомобилист на дорогу из пункта А в пункт Б. Сравниваем, сколько уходит времени на дорогу ночью, когда магистрали свободны, и днем, когда в городе фиксируются пиковые значения. В 2011 году этот показатель в вечерние часы пик превышал 200 процентов. Москва занимала первое место в мире по пробкам. В прошлом году — уже 13-е место. Что повлияло? Активно внедряются современные технологии, строятся дороги и станции метро, появляются новые маршруты. Ежегодно снижается показатель загруженности столичной дорожной сети. Эти значения кажутся не так велики — в пределах процента, но они позволяют судить о положительной динамике в решении транспортной проблемы. Стивен Грэм, профессор университета Ньюкасла: — Москва сильно изменилась за последнее время. Приятно видеть такой уровень амбиций и то, с какой невероятной скоростью воплощаются новые идеи. Но нужно помнить, что из-за высокого темпа роста города могут появиться дополнительные сложности в сфере планирования, поддержки строительства инфраструктуры на высоком уровне. Основная задача — сделать город максимально открытым и доступным для населения, планировать и создавать пространства для всех районов города, включая их транспортную доступность. Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ: — Массовые перевозки в многомиллионном городе никогда не исчезнут. Но автомобили, такси, каршеринг не увезут всех желающих людей. Поэтому масштабные перевозки лучше осуществлять с помощью рельсового транспорта — и людям комфортно, и экология будет лучше. Владислав Бутенко, председатель BCG в России и СНГ: — В столице смогли добиться скорости внедрения изменений, которая недостижима во многих агломерациях мира. Но здесь очень важно помнить о принципе «человекоцентричности». При создании мегапроектов нужно думать о том, как власти смогут повысить комфорт жизни горожан. Вадим Донченко, научный руководитель научно-исследовательского Института автомобильного транспорта ОАО НИИАТ: — За прошедшие девять лет появились новые станции метрополитена, заработало МЦК, создаются транспортные диаметры, изменилась в целом городская инфраструктура. Теперь, по моему мнению, самый важный момент — интеграция всех существующих видов городского транспорта в единую комфортную «безбарьерную» систему, дружественную по своим принципам построения к пользователю. Читайте также: Андрей Бочкарев: Набранные темпы строительства автомагистралей в Москве сохраним