Станции московского метро открывали даже во время войны

Движение поездов по участку Арбатско-Покровской линии московского метро от «Курской» до «Измайловского парка» (теперь «Партизанская») с промежуточными «Бауманской» и «Сталинской» (сейчас «Семёновская») началось 75 лет назад — 18 января 1944 года. Тогда на 7-километровом отрезке открылись три станции. «Электрозаводская» заработала чуть позже — 15 мая. Возможность быстрее добираться до работы получили трудящиеся многих предприятий на востоке города. Покровский радиус еще до войны начали тянуть от Курского вокзала в сторону огромного стадиона имени Сталина, который никогда так и не был достроен. Строительство третьей очереди метро остановили в июне 1941 года, но к этому времени были готовы тоннели и основные конструкции станций. «Несмотря на тяжелые условия войны станции метро продолжали открываться. Этому способствовал большой задел, сделанный в предвоенные годы. Работы возобновились с середины 1942 года. В основном они заключались в сооружении эскалаторов и вестибюлей, отделке. Оформление станций пересмотрели: в уже утверждённые проекты внесены декоративные элементы на военную тему», — рассказал «Парламентской газете» исследователь архитектуры подземки, автор книги «Сталинское метро» Александр Зиновьев. «Бауманскую» спроектировал Борис Иофан, автор проектов Дома на Набережной и Дворца Советов. Эту станцию задумали как «Спартаковскую». Её оформление хотели посвятить герою восстания рабов в Древнем Риме. Тогда на фронтоне красовалась бы надпись «Спартак — благородный характер, истинный представитель античного пролетариата!» Вместо античных персонажей в нишах пилонов «Бауманской» появились сделанные Вячеславом Андреевым фигуры воинов, партизан, тружеников тыла в полный рост. «Семёновская» поначалу была «Сталинской», так как располагалась в Сталинском районе. Станцию спроектировал Самуил Кравец, автор наземного вестибюля «Кропоткинской» и руководитель архитектурной группы для станций первой очереди. Хотя конструктивно «Семёновская» — пилонная станция глубокого заложения, но пилоны тут заменили парной колоннадой. На своде центрального зала — картуши с барельефами видов тяжёлого вооружения, а на медальонах — воины Красной армии и флота. В торце станции поместили скульптурное изображение ордена «Победа» на фоне развевающихся знамён, а под ним процитировали Иосифа Сталина: «Нашей Красной армии — СЛАВА!» Над орденом был медальон со сталинским профилем, исполненный Верой Мухиной, которая знаменита своими «Рабочим и колхозницей». Барельеф с профилем Сталина был продублирован и над входом на станцию, который выполнили в виде триумфальной арки. При десталинизации в 1961 году, когда станцию переименовали, подписи стёрли, а медальоны демонтировали. Из-за ожидавшегося огромного потока болельщиков со стадиона на «Измайловском парке» архитектор Борис Виленский предусмотрел три пути и две широких платформы. В их начале поместили фигуры Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина, а на площадке между лестницами установили скульптурную группу «Партизаны» работы Матвея Манизера. По просьбе ветеранов Великой Отечественной в 2005 году станцию переименовали в «Партизанскую». Ещё до Победы станции Покровского радиуса стали первыми памятниками борьбе советского народа с фашизмом. фото: metromost.com

Станции московского метро открывали даже во время войны
© Парламентская газета