Как «Аннушка» меняла свой маршрут в течение сотни лет
В субботу, 29 декабря, исполнилось 107 лет, как в столице заработал трамвайный маршрут «А» — легендарная «Аннушка», о которой наслышан каждый москвич. Об истории знаменитого маршрута, его значимости для жителей города и о других памятных трамвайных рейсах «Вечерке» рассказал москвовед Михаил Коробко. Первый кольцевой трамвайный маршрут появился в столице в 1911 году и проходил в основном вдоль Бульварного кольца, проезжая по трем набережным — Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой, а также по Соймоновскому и Устьинскому проездам. Название рейса пошло от обозначения Бульварного кольца, которое в те годы называлось просто кольцом «А», а потом москвичи стали называть его «Аннушкой». — Этот трамвайный маршрут в городе был ключевым. Собственно, он до сих пор остался таковым для жителей столицы. «Аннушка» воспета во многих литературных произведениях и воспоминаниях известных людей. Более того, название этого маршрута стало нарицательным. Он символизирует эпоху, когда трамваев в столице было очень мало и маршруты обозначались не цифрами, а буквами, — говорит Михаил Коробко. Любимым среди москвичей и особенно среди туристов трамвайным маршрутом является рейс №39, который идет от станции метро «Чистые пруды» и проходит по участку Бульварного кольца и завершается у станции метро «Университет», в пешей доступности от Московского государственного университета. Каждый, кто сядет на 39-й трамвай, увидит множество столичных достопримечательностей: Свято-Данилов и Донской монастыри, старинные усадьбы, районы сталинской застройки на Ленинском проспекте. Певица Ирина Богушевская даже написала песню «Тридцать девятый трамвай», посвященный этому маршруту. Михаил Коробко также называет трамвайный маршрут №26, следующий от депо имени Апакова на улице Шаболовка и до станции метро «Университет». — Это исторический маршрут, который был в столице одним самых дальних в свое время и следовал от центра столицы до юго-западного района. Он сохранился до настоящего времени почти в первозданном виде, — отмечает москвовед. Еще один интересный и памятный для жителей города маршрут — 9-й, он ходит от Каланчевской улицы до Тверской заставы. Многим он запомнился как маршрут с оборотом в тупике. По нему ездит уникальный подвижной состав — двухвагонные поезда, сцепленные по схеме «тяни-толкай». Двери в этих вагонах установлены с обеих сторон, поэтому машинисты разворачивают трамваи в тупике, как поезда метро. Объясняется такая необычная для Москвы схема исчезновением трамвайного кольца на Лесной улице и застройки его территории офисными зданиями. КСТАТИ Как ранее сообщил главный инженер ГУП «Мосгортранс» Павел Хмелев, за восемь лет в Москве реконструировали 220 километров трамвайных путей — более половины из 418 километров. А в 2018 году специалисты отремонтировали около 20 километров путей — в центре столицы, а также на северо-востоке, востоке и юге Москвы.