Постояльцы разошлись по номерам
Гостиничный рынок стал редким сегментам коммерческой недвижимости, которому удастся завершить 2016 год с показателями, превышающими докризисный уровень. С января по ноябрь загрузка столичных отелей выросла до рекордных 72,5%, а доходность на номер с начала года увеличилась на 14%. Позитивной динамике сегмент обязан росту популярности Москвы как туристического направления. Московские гостиницы достигли рекордных за последние пять лет показателей по загрузке, тарифам (ADR) и доходности на номер (RevPAR). Об этом говорится в исследовании JLL, проведенном по итогам января--ноября 2016 года. Согласно расчетам компании, средняя загрузка отелей столицы за это время составила 72,5%, увеличившись на 5 процентных пунктов (п. п) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ранее этот показатель не поднимался выше 70,5%, а в 2014 году опустился до 65%. JLL оценивает среднюю стоимость размещения по итогам 11 месяцев в 7,5 тыс. руб.-- это на 7% выше, чем в 2015 году. Показатель впервые продемонстрировал положительную динамику после двух лет падения. RevPAR вырос на 14%, до 5,4 тыс. руб. В докризисном 2013 году он составлял 5,1 тыс. руб. В люксовом сегменте RevPAR увеличился на 19%, до 11,5 тыс. руб. Единственным сегментом, продемонстрировавшим снижение ADR, стал сектор отелей средней ценовой категории: по итогам января--ноября размещение здесь подешевело на 3%, до 3,9 тыс. руб., загрузка при этом составила 73%. Позитивные оценки гостиничного рынка ранее делали и другие консультанты. Так, согласно прогнозам CBRE, по итогам 2016 года загрузка московских отелей превысит 70%, ADR по итогам девяти месяцев вырос на 8%. В CBRE рассчитывают, что в 2016 году Москву посетят 17,5 млн туристов. Их доля в суммарном ВРП составит 470 млрд руб., из которых 60 млрд руб.-- доходы гостиниц. По расчетам Cushman & Wakefield, общий объем предложения качественных гостиниц в Москве по итогам 2016 года увеличится на 2,7-2,8% (на 471 номер), достигнув 17,4 тыс. номеров. К 2019 году на рынок может быть выведено еще около 5 тыс. новых номеров. Резкий рост загрузки и доходности по итогам 2016 года не стал сюрпризом для рынка: выраженную позитивную динамику гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга показывают с начала года. Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф соглашается, что резкому росту основных показателей отельеры обязаны увеличению числа внутренних поездок россиян. "Этим летом было достаточно много иностранных гостей, но туристический сезон достаточно короток -- речь идет о нескольких месяцах, россияне путешествуют в течение всего года и составляют большую часть наших клиентов",-- рассуждает он. По оценкам господина Делароффа, 80% гостей Accor в Москве приезжают с бизнес-целями. При этом в Санкт-Петербурге до 60% постояльцев приезжают как туристы, добавляет он. Загрузка гостиниц Санкт-Петербурга по итогам января--ноября составила 67%, снизившись на 1 п. п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные JLL. Незначительную отрицательную динамику консультанты связывают с показателями октября--ноября, периодом низкой активности туристов. Впрочем, ADR при этом вырос на 19%, до 6 тыс. руб., RevPAR -- на 20%, до 4 тыс. руб. JLL прогнозирует, что в 2017 году возможно замедление роста тарифов на размещение. Консультанты предполагают, что это произойдет за счет ввода нового номерного фонда в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году. Похожий прогноз делает и Алексис Деларофф: по его словам, отельеры, безусловно, рассчитывают на рост основных показателей деятельности, но с более скромной динамикой, чем в этом году. В Cushman & Wakefield ранее указывали, что средняя стоимость размещения в 2017 году может вырасти в пределах инфляции. Александра Мерцалова