У всех спальных районов должна быть «изюминка»

Внешний вид столицы меняется в лучшую сторону. Однако многие спальные районы по-прежнему выглядят некрасиво. Как сделать их привлекательнее? Об этом мы беседуем с заслуженным архитектором России Виктором Логвиновым. Наш эксперт уверен, что внешний вид сегодняшней Москвы с точки зрения «приятности для глаза» очень неоднозначен. — И все же как профессионал замечу, что в последние годы внешний вид Москвы стал значительно приятнее, — пояснил Виктор Николаевич.

У всех спальных районов должна быть «изюминка»
© Вечерняя Москва

— А многие жалуются на пробки — они не очень радуют глаз.

— Пробки у нас, к счастью, не круглосуточные, как в Лондоне. Зато совершенно точно в центре больше нет облупленных, непокрашенных, полуразвалившихся зданий. Нет потрескавшегося или провалившегося асфальта. Исчезла лишняя наружная реклама. Но пока еще есть и минусы. В зоне исторической застройки еще в 1990-е и начале 2000-х появились «продавленные» бизнесом башни элитных жилых домов и бизнес-центров. И они, конечно, вид центра Москвы никак не улучшают. Но проблема не столько в них, сколько в спальных районах. Там много домов с повторяющимися элементами: плоскость фасадов, ряды окон, одинаковые цвета домов... Все, что построено на окраинах с 1970-х годов, с точки зрения современной архитектуры зрительно агрессивная среда. Она утомляет глаз, ведь ему просто не на чем остановиться: все элементы ландшафта повторяются. Единственная отрада — спальные районы спасают деревья, парки.

— Но в Марьине, например, и с зеленью проблемы!

— Увы, и в Митине пока что такая же ситуация. Чуть получше в Алтуфьеве, Бибиреве, Отрадном.

— Виктор Николаевич, а почему такие районы появлялись? Раньше привлекательность для взгляда никто не оценивал?

— Все началось еще в ноябре 1955 года, когда Хрущев подписал постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем было сказано, что «внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами», характерная для сталинской эпохи, теперь «не соответствует линии партии. Советской архитектуре должны быть свойственны простота, строгость форм и экономичность решений». В итоге диктовать градостроительные решения стали не архитекторы, а строители. Отсюда стандартизация, удешевление, примитивизация всего и вся. Одинаковые окна, панели, лоджии… Ведь строителям не особо нужна красота. Им важен квадратный метр. В итоге «телега» строительного комплекса была запряжена впереди «архитектурной лошади».

— Но ведь сейчас людей интересуют уже не только квадратные метры, но и образ жизни, в том числе определенный вид из окна, архитектурная среда...

— У девелоперов-застройщиков совсем другое мнение! Поскольку большая часть домов, которые строились и строятся в Москве, — это эконом-класс, то упор делается именно на «квадрат», плотную застройку и однообразие домов. Ведь застройщикам дешевле заказать панели на одном домостроительном комбинате! Красота в этом эконом-классе их мало интересует. Лишь небольшая часть домов бизнес-класса, строящаяся по индивидуальным проектам, отличается от массовой застройки.

— Но столичные власти, вспомните, перешли к застройке квартальной. На Базовской улице появился жилой комплекс с типовыми, но в то же время разноцветными домами.

— Разноцветные фасады — один из способов разнообразить среду даже при типовой застройке. Такой фасад действительно привлекает внимание, радует глаз.

— А какие еще есть способы сделать среду более разнообразной? Есть ли немонотонные спальные районы?

— Есть. Например, Крылатское, где много домов построено по индивидуальным проектам. Не зря этот район считается элитным. К тому же там большой перепад высот, что придает пейзажу динамику. Кстати, если строить дома в местности с таким рельефом, то архитектурная среда в целом будет выглядеть интереснее. Еще, наверное, имеет смысл внести изменения в законодательство. Есть немало стран, где вообще запрещено строить дома по типовым проектам. И каждое исключение — только по специальному разрешению властей. Застройщик должен доказать, что здесь требуется два одинаковых дома.

— Но в Москве, с ее массовой застройкой, ввести такую норму вряд ли удастся! Это просто нереально.

— Конечно. Но можно принять закон, ограничивающий в рамках одного квартала количество домов одной и той же серии. Ведь если идти на поводу у девелоперов, желающих застроить район быстрее и с минимальными затратами, безликие спальные районы будут клонироваться. Разве хорошо, если один дом не будет отличаться от другого?

— А что делать с районами, которые уже застроены? Каким образом можно их сделать ярче?

— Есть способы сделать их вид менее монотонным. Нужно продолжить программу высадки деревьев и кустарников. Второй вариант — разрисовывать фасады домов, делать их зрительно более разнообразными. Кстати, уже сейчас активно разрисовывают ЦТП — центральные тепловые пункты. Также пейзаж можно сделать интереснее, если применять малые архитектурные формы: например, скамейки, клумбы, кашпо, элементы вертикального озеленения, — вариантов разнообразить архитектурную среду множество.

— Новые деревья, раскрашенные фасады — это же долго. А быстрые способы существуют?

— Украсьте свою квартиру! Цветы разнообразных форм, новые обои, приятные глазу занавески — все это сделает жилье более комфортным. Только не переборщите. Яркости тоже должно быть в меру.