Стала известна тема V Московской биеннале молодого искусства 2016 года

Пятая Московская международная биеннале молодого искусства состоится летом 2016 года, с 1 июля по 10 августа. Основной площадкой выбрана Трехгорная мануфактура - бывшая текстильная фабрика обещает стать одним из новых выставочных пространств. Об этом объявили сегодня на пресс-конференции в ТАСС. Меняется не только площадка биеннале (в прошлом году, например, Биеннале молодого искусства проходила в Музее Москвы), но и подход к организации. Решено, что биеннале молодого искусства - шанс не только для молодых художников, но и для молодых кураторов (до 35 лет). Кроме того, введена должность комиссара биеннале. На нее назначена Екатерина Кибовская. Куратором биеннале стал 32-летний британец Надим Самман, на счету которого более 40 выставочных проектов, в том числе - в Москве, Лондоне, Марракеше, Венеции, Вене… Его концепция основного проекта победила на закрытом международном конкурсе среди кураторов в возрасте до 35 лет, который выбирал экспертный совет биеннале. Тема основного проекта - "Глубоко внутри". Московская международная биеннале молодого искусства проводится с 2008 года Государственным центром современного искусства и Московским музеем современного искусства при поддержке министерства культуры РФ и департамента культуры города Москвы. Прямая речь Надим Самман, куратор V Московской международной биеннале молодого искусства, ответил на вопросы "РГ". Надим Самман: Подать заявку может любой художник не только из России, но и из любой страны мира. Форма заявки - на сайте биеннале. Дедлайн - 10 декабря этого года. Все заявки будут рассмотрены, и никаких преференций ни у кого не будет. Иначе говоря, условия одинаковы абсолютно для всех художников. Как куратору, мне интересны новые языки современного искусства, новые техники. У меня нет намерения при подготовке проекта опираться исключительно на какое-нибудь одно медиа. Меня, конечно, интересуют появляющиеся новые технологии. Самые разные, будь то связанные с мобильной коммуникацией, что так сильно изменила нашу жизнь, социальными сетями или биотехнологиями… Причем это могут быть не только произведения, которые используют эти технологии, но и те, чьих авторов новые технологии интересуют как тема. Вообще, мне интересны произведения, которые "живут" между несколькими разными пространствами. Скажем, между выставочным и индустриальным пространством… Или те, что осваивают территорию научной лаборатории. В конце концов, именно художник, который подает заявку, решает, что именно будет показано на выставке. Я только провоцирую, приглашая к участию. А они уже ответят так, как они посчитают нужным. Ваши интересы как исследователя связаны были с русским искусством 1970-х. Что побудило Вас выбрать эту тему? Надим Самман: Сначала я изучал философию. Потом занялся историей искусств. Меня увлекли темы, связанные с постмодернизмом и постсоветским искусством. Как раз тогда я был впечатлен работами Ильи Кабакова, его идеей тотальной инсталляции. Мне интересовало, как работы поколения советских концептуалистов, что уехали из России в Нью-Йорк в конце 1980-х - начале 1990-х, были приняты на Западе. Как их работы вошли или не вошли в пространство западных музеев, в частности, Нью-Йорка, и какой была реакция на них со стороны арт-элиты. Иначе говоря, меня интересовали практики включения/исключения при написании истории искусства в Америке. Вообще, для меня очень интересны взаимоотношения культур: то, каким образом локальный художественный язык взаимодействует с международным. В то же время я начал работать как куратор. Например, сделал первые персональные выставки Игоря Макаревича и Елены Елагиной, а также Александра Пономарева в Лондоне. Позже я привозил американских художников в Москву. В данный момент я сосредоточился на международном современном искусстве, в основном моего поколения. Так, на некоммерческой арт-площадке в Берлине (www.import-projects.org) я работаю с молодыми художниками, которые так или иначе затрагивают вопросы, связанные с новыми технологиями. Но, как бы то ни было, "московская школа" была первым шагом в моем путешествии к искусству. Справка "РГ" Надим Самман (род. 1983, Лестер, Великобритания) - независимый куратор, историк искусства, преподаватель. Докторскую диссертацию защищал в Институте искусств Курто. Среди его кураторских проектов - выставка "Александр Пономарев. Concordia" ("Павильон Антарктиды", Фондако Марчелло, Венеция, 2014), "Сокровища Лимы. Спрятанная выставка" (о. Кокос, Коста-Рика, 2014), 4-я Марракешская биеннале (совместно с Карсоном Чанем, Марракеш, 2012).

Стала известна тема V Московской биеннале молодого искусства
© ТАСС