Сирийские оппозиционеры ведут “двойную игру”
«Газовая» провокация под Хан-Шейхуном и апрельский ракетный удар ВМС США по авиабазе сирийских правительственных войск «Шайрат» катастрофически сказались на процессе мирного урегулирования в Сирии, но Москва все равно не оставляет попыток добиться здесь какого-то прогресса и найти эффективный механизм выхода из существующего в этой стране патового положения дел. Оппозиционеры озвучили план раздела Сирии на сферы контроля и влияния Член делегации вооруженной сирийской оппозиции на мирных переговорах в Астане Фатех Хассун сообщил, что Москва внесла предложение о создании зон снижения напряженности в Сирии, причем этот план действий допускает отправку воинских подразделений стран-гарантов перемирия за контролем по его соблюдению уже на самой сирийской территории. Примечательно, что на сегодня странами-гарантами перемирия в Сирии являются Россия, Иран и Турция, поэтому разговор здесь идет об армейских подразделениях именно этих трех государств. Кроме того, Москва предлагает Анкаре и Тегерану представить четкие карты с границами зон «сниженной напряженности» в Сирии и конкретный порядок действий по их организации. Заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что иногда очень сложно говорить о том, что конкретно имеют в виду в своих заявлениях представители сирийской оппозиции и имеют ли озвученные ими данные хоть какую-то связь с реальностью. Нельзя заявление Хассуна рассматривать в качестве позиции России «Таким образом, это заявление Хассуна нельзя рассматривать в качестве позиции России по мирному урегулированию в Сирии. Скорее всего, эти слова данного деятеля являются выражением точки зрения тех сил, которые представляет Хассун, о том, какой должна быть позиция России в рамках этого конфликта», - констатирует Егорченков. Дело в том, что совершенно непонятно, как будет осуществляться такой контроль – ведь, если воспринимать слова Хассуна буквально, то вооруженные силы России, Турции и Ирана должны будут отделить в Сирии друг от друга подразделения Правительственной армии и «сирийской оппозиции», а также осуществлять полувоенные полицейские функции. Естественно, это означает фактически прямое включение их в конфликт, поскольку не стоит здесь рассчитывать на то, что такое решение приведет к прекращению огня на территории Сирии. «Очевидно, что российские и иранские сухопутные войска не появятся в Сирии, поэтому де-факто Хассун здесь пытается пролоббировать официальный ввод турецких войск, что не вызывает удивления, учитывая, что Турция является едва ли главным спонсором многих группировок так называемой оппозиции на севере сирийской территории», - заключает Егорченков. Полицейские функции в Сирии успешно осуществляет Дамаск Что касается самого появления военных наблюдателей со стороны, то, как замечает Дмитрий Александрович, такое возможно в Сирии, но все-таки здесь идет речь не о ближайшем месяце или даже о календарном годе, а о более отдаленной временной перспективе. «Тем более, если говорить о полицейских функциях в Сирии, то для этого вполне хватает и правительственных войск, которые по сравнению с 2015 годом оперируют уже не только на ограниченных кусках Сирии, а практически на всем пространстве суверенной территории этой ближневосточной страны и совершенно точно могут выполнять такие задачи. Так что, какой-либо необходимости в войсках других стран в Сирии попросту нет», - резюмирует Егорченков. Эксперт замечает, что на сегодня легитимность правительства президента Башара аль-Асада никем не ставится под сомнение, несмотря на постоянные разговоры, что правящий режим не устраивает коллективный Запад и поэтому его необходимо на кого-то поменять. Здесь можно вспомнить заявления американского президента Дональда Трампа после ракетного удара ВМС США по авиабазе «Шайрат», что Вашингтон не преследует в своих действиях в Сирии задачу по смене политического режима в этой стране. Это заявление, конечно, не соответствует действительности, но в то же время показывает, что США признают действующее сирийское руководство в качестве легитимного правительства современной Сирии. Мирный процесс в Сирии продолжает иметь перспективу Впрочем, главный вопрос здесь заключается в том, а поставила ли военная акция ВМС США вместе с инцидентом под Хан-Шейхуном крест на сирийском мирном урегулировании – ведь это беспрецедентные события, которые на деле вывели ситуацию в Сирии из-под контроля. Если до этого, Москва и Дамаск, по сути своей, вынудили сирийских «оппозиционеров» сесть за стол переговоров, то после акта агрессии со стороны США эти деятели снова «воспряли духом» и опять стали претендовать на самостоятельную игру в рамках сирийского конфликта. «После удара ВМС США по авиабазе «Шайрат» перспектива мирного процесса в Сирии действительно была поставлена под угрозу, но все-таки нельзя говорить о том, что у него на сегодня нет какой-либо практической перспективы. В мирных переговорах сейчас заинтересованы все стороны сирийского конфликта, включая официальный Дамаск, рациональную часть местной оппозиции, а также их спонсоров из-за рубежа», - констатирует Егорченков. Таким образом, особых опасений за судьбу мирных переговоров в Сирии нет – они будут продолжаться, пусть и с переменным успехом, который будет полностью зависеть даже не от ситуации в стране, а от развития внешнеполитической конъюнктуры. «Если брать предложение, которое озвучил Хассун, то многое здесь зависит от того, а может ли Турция вообще контролировать своих клиентов в Сирии. Ведь Анкара имеет тесные связи не только с «официальной» Сирийской свободной армией, но и с некоторыми частями запрещенной в России Верховным судом террористической организации «Джебхат ан-Нусра», которая продолжает играть очень большую роль в рамках этого гражданского конфликта», - заключает Егорченков. В этом вопросе, как замечает эксперт, необходимо говорить о том, что такой контроль со стороны Анкары попросту невозможен, поскольку на севере Сирии действуют настолько разносортные группировки, что Турция не сможет их полностью контролировать даже при наличии такого желания со стороны правительства турецкого президента Реджепа Эрдогана. «Это нам говорит о том, что контроля над сирийской оппозицией на сегодня нет ни у кого, из-за чего предложение, озвученное Хассуном, пока не имеет осязаемой практической перспективы», - резюмирует Егорченков.