Иран пишем, Хамадан в уме: что заставило Тегеран пойти на сближение с Россией

Глава Минобороны Ирана Хосейн Дехган заявил, что в случае необходимости Тегеран повторно позволит российским военным самолётам пользоваться авиабазой Ноже в городе Хамадан. По мнению экспертов, власти Ирана все же расставили приоритеты и страх перед террористами возобладал над восточной мнительностью. Иран допустил, что в случае необходимости Россия вновь получит разреешие использовать авиабазу в Хамадане "В августе власти Ирана повели себя неоднозначно при предоставлении военным РФ авиабазы в Хамадане из-за внутренних противоречий - они вынуждены были прислушаться к мнению консервативных сил страны, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. – Представители ряда элит полагают, что раз со времен исламской революции в стране не было иностранных военных, не стоит пускать их и впредь. Однако ни для кого не секрет, что Иран абсолютно не заинтересован в усилении террористов в Сирии и усиления конфликта близ своих границ – Тегерану опасается, что из Ирака и Сирии вооруженные экстремисты начнут просачиваться на его территорию. Именно поэтому крупные военные подразделения Ирана сейчас воюют в Сирии на стороне правительственных войск". Ранее глава военного ведомства Ирана Дехган официально объявил, что если ситуация в Сирии "потребует повторного военного вмешательства", России вновь может быть предоставлена авиабаза "Хамадан". Впервые такое решение Тегеран принял 16 августа этого года – на тот момент взлетная полоса была удобным аэродромом подскока для российских Ту-22М3 и Су-34, наносивших удары по силам террористов в Сирии. Однако уже спустя неделю Москва отозвала технику с аэродрома: Дехган сказал, что РФ публично заявила о начале использования этого аэродрома, не уведомив Тегеран. Военный чиновник назвал это "неуважительным отношением и желанием покрасоваться". "Видимо, к сегодняшнему дню внутренние противоречия иранских элит все же были устранены и возобладал здравый смысл. Угроза терроризма стала намного более серьезной проблемой, нежели предубеждение перед предрассудками. Сегодня конфликт в Сирии разросся до серьезных масштабов и в него оказались вовлечены очень много игроков. Тегеран, равно как и Турция, в первых рядах ярых сторонников того, чтобы война на Ближнем Востоке прекратилась", - отмечает эксперт. Хамадан и договоренности с Россией Летом Хамадан был удобным аэродромом подскока для российских бомбардировщиков, наносивших удары по сирийским террористам Авиабазу Хамадан ВКС РФ использовали и до августа нынешнего года, но не как место постоянной дислокации ударных частей, а как перевалочный пункт на пути поставок в Сирию воздушным путем. Разрешение на постоянное использование аэродрома было весьма кстати: бомбардировщики Ту-22М3 были вынуждены вылетать для действий в Сирии с авиабазы в Моздоке, а Хамадан позволял снизить расходы на 60 процентов по топливу, а также существенно увеличить эффективность авиаударов по позициям боевиков. "В конце октября состоялись переговоры министров иностранных дел России, Ирана и Сирии – видимо, именно там и были заключены принципиальные договоренности по взаимной помощи Дамаску. Для Тегерана же заявление о возможном предоставлении России авиабазы в Хамадане – способ четко обозначить свою позицию и союзников по сирийскому вопросу. Для Ирана сегодня разрешение конфликта в Сирии и союз с Дамаском – вопрос национальной безопасности. Далеко не факт, что Россия воспользуется предложением Тегерана, и вновь будет использовать аэродромы Хамадана. С августа тактика и диспозиция союзников Дамаска в Сирии серьезно изменились – Россия прекратила авиаудары по Алеппо, а к берегам страны подошла авианесущая группа кораблей во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов". То есть значимость Хамадана для РФ в определенной степени снизилась. Однако предложение Тегераном сделано, и, весьма вероятно, оно даже сыграет роль в разрешении сирийского кризиса", - резюмирует Владимир Сотников.

Иран пишем, Хамадан в уме: что заставило Тегеран пойти на сближение с Россией
© ФБА "Экономика сегодня"