В ста километрах от войны: как в Ливане смотрели русское кино
Павел Гайков, специально для МИА "Россия сегодня" В столице Ливана Бейруте завершился первый в истории фестиваль российского кино "Пять лет за пять дней". На закрытии – всё как на "больших" фестивалях: красная дорожка, дамы в обтягивающих, открытых вечерних платьях, мужчины в костюмах, фотографы на пресс-волле, журналисты в фойе, где разносят бокалы с вином и шампанским. Место действия – мультиплекс CinemaCity. В двух залах из четырех здесь параллельно показывают голливудские новинки, те же, что идут в эти дни и в России. Кинотеатр находится в роскошном торговом центре в фешенебельном районе бутиков и дорогих ресторанов, где ездят автомобили люксовых марок. Таким Ближний Восток не принято показывать в новостях. В ста километрах отсюда идёт война, но здесь о ней стараются не думать. Своя война здесь закончилась не так давно, и раны еще свежи, о чем изредка напоминают встречающиеся – в основном, за пределами Бейрута – брошенные здания со следами пуль и снарядов. Закрытие фестиваля российского кино – это, прежде всего, женский праздник. У России в Ливане вообще преимущественно женское лицо: несколько тысяч наших соотечественниц вышли замуж за ливанцев, учившихся в Советском Союзе и в России, и теперь отвечают здесь за имидж страны. В том, что так много ливанцев учится за рубежом, нет ничего удивительного: дать высшее образование детям – главная цель любого уважающего себя местного родителя, а учеба в местных университетах порой стоит очень дорого. Ливанцы не без гордости уверяют, что живут в самой образованной стране – если не мира, то, по крайней мере, Ближнего Востока. Свой шанс на лучшую жизнь здесь дается практически каждому, хотя воспользоваться им суждено не всем, и потому здесь можно встретить таксистов и продавщиц с дипломами о высшем образовании. Ночная иллюминация на улице в Бейруте Русские девушки влюбляют в себя Ближний Восток с давних пор – можно сказать, что это местная традиция. В начале XX века, после революции 1917 года и первой волны российской эмиграции, русские балы были одним из главных светских развлечений в Бейруте: за изящными северными красавицами ухаживали арабские принцы и богатейшие женихи страны. "Свадебные" связи двух стран с тех пор не прерывались, так что сегодня русско-ливанские семьи живут по всей стране. На закрытии я разговорился с представительницей одной из них. Моя собеседница – уроженка Баку, возрастом за 50, с ярким макияжем и в ярко-красном платье, обтягивающем достаточно пышные формы. В советские годы она познакомилась в Ленинграде со своим будущем мужем-ливанцем и переехала. После распада Союза выбрала российское гражданство: "Россия сильная, она поможет". В 2006-м во время военного конфликта с Израилем представители посольства предлагали ей перебраться в Россию, но она отказалась. Вся её жизнь здесь. Она преподает музыку в колледже небольшого городка в горной провинции. Специально по случаю закрытия фестиваля российского кино, по собственному выражению, "спустилась с гор": жалеет, что узнала о нём лишь в самом конце. Вместе с четырьмя подругами её привез в Бейрут муж одной из них, интеллигентного вида улыбчивый ливанец средних лет, в костюме и круглых очках, напоминающий по виду советского физика. С восточным красноречием он объявляет, что даже если бы не было машины, каждую из них принес бы сюда на руках, лишь бы доставить радость. Нарезка кадров из фильмов фестиваля российского кино в Ливане «Пять лет за пять дней» Когда во второй день фестиваля здесь показывали "Экипаж", зал был битком, и люди стояли в проходах. И это несмотря на то, что "Экипаж" первым из российских фильмов совсем недавно прошёл в местном прокате. Так же тепло был встречен и открывавший фестиваль "Ледокол". Дочь одного из крупных ливанских бизнесменов после просмотра рассказала мне, что ей очень понравились спецэффекты и Пётр Фёдоров: "сразу видно большого артиста". Самая демократичная публика была на фестивале в день, когда здесь показывали документальное кино – о сирийских беженцах, палестинских трейсерах ("паркурщиках") и женщинах, воюющих против ИГИЛ (запрещена в РФ). В зале было много студентов, в том числе, из местных киношкол. После показов целый час задавали вопросы. Церемония закрытия 1-го фестиваля российского кино в Ливане "Пять лет за пять дней" в киноцентре Beirut Souks CinemaCity в Бейруте Один из зрителей встал и сказал, что фильм ему очень понравился, но он хотел бы понять, о чём он, так как субтитров на английском понять не смог. В зале раздался смех – ситуация для страны не самая типичная, здесь многие помимо арабского, знают английский и французский. Вообще ливанцы очень живо реагируют на происходящее. На закрытии, когда показывали мультфильм "Мы не можем жить без космоса" Константина Бронзита, зал взрывался смехом почти каждую минуту, хотя вообще-то это скорее грустное произведение. Эмоционально открытые люди, живущие в достаточном закрытом обществе – такими представляются при первом знакомстве зрители в Ливане. И гостям здесь всегда рады.
