«Яжемать»: вредный характер или эволюционный механизм? Отвечают психологи
Сейчас часто можно услышать термин «яжемать», который с некоторым оттенком презрения описывает маму, слишком активно защищающую своего малыша. Но, оказывается, такое поведение — вовсе не следствие дурного характера, а эволюционный механизм, имеющий биологическую природу. Что скрывается за поведением «яжематери», разбираемся с экспертами.
Кто такие «яжематери»
«Яжематери» стали предметом неприятных шуток на улицах или в соцсетях за то, что слишком уж рьяно заботятся о своих детях.
«В общественном сознании это понятие описывает женщину, которая ощущает себя особым существом, наделённым исключительными правами. Это состояние характеризуется постоянной готовностью к агрессии и яростной борьбе за любые, даже незначительные, возможности для своего ребёнка».
Наталья Панафидина системный семейный психотерапевт, ЭФТ психотерапевт, ведущая терапевтических групп
По словам эксперта, негатив возникает из-за ощущения вседозволенности. Статус матери часто воспринимается такой женщиной как «разрешение» на агрессивное поведение и нарушение социальных границ.
Парадокс в том, что чаще всего эти конфликты происходят в среде точно таких же матерей и детей (поликлиники, песочницы, детские сады), где все находятся в равных условиях, а «яжемать» пытается доминировать за счёт агрессии.
«"Яжемать" — это не диагноз и не про каждую маму. Это ярлык для определённого стиля поведения и мышления, которые стали социальным феноменом».
Мария Галкина практикующий психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, перинатальный психолог
Само выражение произошло от мемов в начале 2010-х годов. Его корни — в модели «яже+» («яжеучитель», «яжедепутат»), которая высмеивала людей, злоупотребляющих своим статусом. Частица «же» тут работает как усилитель эго: «Всё вокруг должно крутиться вокруг моего "я" в статусе матери». Другие варианты используются редко, а «яжемать» прочно вошло в нашу жизнь.
Расцвету слова мы обязаны форумам и пабликам, куда тысячи пользователей присылали истории о бытовых конфликтах с женщинами с колясками. Нужен был один ёмкий термин для всех этих историй — и он появился.
Откуда берутся «яжематери»
Учёные отмечают: состояние «яжемать» — не плохой характер и не повод для шуточек на детских площадках, а биологически обоснованное и эволюционно оправданное поведение.
Исследование, проведённое на мышах, показало, что эту поведенческую программу запускают те же гормоны, которые отвечают за любовь к малышу и за его грудное вскармливание — окситоцин и пролактин.
Именно гормоны превращают до сих пор неагрессивную и всего боящуюся «серую мышку» в настоящую «львицу», которая готова наброситься на всякого, кто приблизится к её потомству.
Напомним, что окситоцин отвечает за сокращение шейки матки в период родов и после них, помогает продвижению плода по родовым путям, а также усиливает эмоциональную связь между матерью и ребёнком. А ещё он, как и пролактин, стимулирует выработку грудного молока.
Авторы работы утверждают, что окситоцин и пролактин запускают в мозгу кормящих самок так называемый контур агрессии, который в обычных условиях дремлет. Эксперименты показали: если этот контур стимулировать, мыши сразу же кидаются в бой на чужаков. Если же его блокировать, даже «яжематери» утрачивают к потомству всякий интерес и перестают его защищать.
Иными словами, материнская агрессия — такая же встроенная защитная программа, как и инстинкт заботы о потомстве. Природа экономит ресурсы и снижает вероятность сбоев, активируя одним набором гормонов сразу две поведенческие подпрограммы — и заботу о потомстве, и его охрану.
Почему кормящие мамы всегда начеку
Есть и другие работы на ту же тему. Исследование 2011 года, которое провела психолог Дженнифер Хан-Холбрук из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, также показало рост агрессии у кормящих матерей.
Для участия в нём были отобраны 18 кормящих матерей, 17 мам, которые использовали молочные смеси для кормления младенцев, и 20 женщин без детей. Всем добровольцам предложили поучаствовать в серии компьютерных соревнований. При победе женщина должна была нажать кнопку со звуковым сигналом.
В результате кормящие матери издавали звуки, которые были в два раза громче и продолжительнее, чем у бездетных и у мам, которые кормили детей смесями. Исследователи рассматривали более сильные сигналы как признак агрессии.
«Акт кормления притупляет физиологическую реакцию женщин на предполагаемые угрозы, подавляя страх и придавая им дополнительную смелость защищать себя и своих детей», — отмечают авторы исследования.
Эта работа также косвенно подтверждает роль пролактина в формировании поведения.
Глубинные причины агрессивного поведения «яжематери»
Почему поведение «яжематерей» воспринимается обществом так негативно?
«Общество реагирует не на материнство, а на нарушение негласного социального договора: социум проявляет терпение и оказывает помощь семьям с детьми. Но когда мать трансформирует право на привилегию в одностороннем порядке, это вызывает протест у окружающих. А если мама ещё проявляет публичную агрессию, то и получается идеальный рецепт для создания негативного мема», — говорит Мария Галкина.
То есть, с одной стороны, пролактин и окситоцин активируют в мозге кормящей матери особые нейронные цепи агрессии, и это эволюционный механизм, который в условиях стресса превращает тревогу в атаку и помогает спасти потомство.
С другой стороны, этот же механизм срабатывает в поликлиниках, детских садах, песочницах, когда прямой угрозы жизни потомства нет. Поэтому в основе такого поведения женщины на самом деле могут быть глубинные проблемы, уверены психологи.
«В первую очередь это изоляция и гиперответственность. Женщина в ранний период материнства часто чувствует себя крайне уязвимой. Ответственность за все решения в отношении ребёнка чаще всего лежит на ней. У неё возникает колоссальный уровень тревоги, которую не с кем разделить. Происходит слияние матери и ребёнка в плотную диаду, из которой отец бессознательно "изгоняется". Это обоюдный процесс: отец не включается, а мать замыкается на ребёнке», — говорит Наталья Панафидина.
Когда формируется жёсткая коалиция «мать — ребёнок», все остальные (муж, родственники, общество) начинают восприниматься как враги.
Играет роль и давление социума. От женщины требуют быть идеальной: ухоженной, стройной, прекрасной женой, хорошей хозяйкой. Это «долженствование» повышает уровень стресса, вызывая тревогу, которая, в свою очередь, выливается в агрессию. Ситуацию часто подогревают бабушки, конкурирующие за власть и влияние на воспитание внуков.
Мария Галкина видит в основе поведения «яжематери» защитный комплекс, имеющий глубокие корни:
«Это высокая тревожность и неуверенность за внешней агрессивной оболочкой, страх не справиться, быть осуждённой. Часто такое поведение может быть признаком эмоциональной незрелости. Женщина не умеет иначе отстаивать свои границы, выражать усталость или просить о помощи».
Плюсы и минусы материнской агрессии
К плюсам материнской агрессии эксперты относят её необходимость для выживания — в экстренных, травмирующих ситуациях, когда ребёнку действительно угрожает опасность или нужна срочная помощь. Женщина в этих условиях способна мобилизоваться, «пробить стены» и спасти потомство.
Но всё же минусов у такого поведения больше. В большинстве случаев ребёнку ничего не угрожает, но высокая тревога матери рисует ей страшные картины. Агрессия выплёскивается там, где она не нужна.
Это вредит развитию ребёнка: гиперопека и «война со всем миром» мешают ему адаптироваться, познавать реальность и учиться взаимодействовать с разными людьми.
Ребёнок усваивает неверные модели поведения, не учится уважать чужие границы, испытывает тревожность и в дальнейшем может расти с мыслью, что ему все должны.
Наталья Панафидина отмечает также риски для брака:
«Увлечённая защитой ребёнка, женщина часто забывает про роль жены. В семейной системе просто не остаётся места для мужа. В том числе отсюда — высокий процент разводов в первые пару лет после рождения ребёнка».
Обратная сторона «яжематери»
Конечно, далеко не все мамы «заслуженно» получают в свой адрес подобный комментарий. Окружающие часто дискредитируют нормальную, здоровую материнскую заботу, создавая предвзятое отношение ко всем женщинам с детьми.
«"Яжемать" — это не повод для осуждения, а тревожный симптом. Он сигнализирует об отсутствии поддержки. Психологическая помощь такой матери — в мягком направлении её энергии на построение внутренней опоры, в обучении здоровым способам просить о помощи и отстаивать границы. В конечном счёте счастливая, реализованная и спокойная мать — главное условие для гармоничного развития ребёнка», — подчёркивает Мария Галкина.
Главное о «яжематерях»
Термин «яжемать» часто используется с негативным оттенком для обозначения женщины, ставящей интересы своего ребёнка выше интересов окружающих. Подобное поведение — не просто проявление сложного характера, а эволюционный механизм: с древних времён активная защитная позиция матери помогала потомству выживать в опасных условиях. Сейчас такой инстинкт проявляется в гиперопеке или нарушении границ других людей, что вызывает раздражение окружающих. Однако за подобным поведением часто скрывается сигнал об отсутствии поддержки и невысказанная просьба о помощи.