Ещё вчера малыш не умел даже перевернуться на живот, а сейчас начинает вставать на ноги, ползать, делать первые шаги. На первое место для родителей выходит необходимость создать для него безопасное пространство. Как учесть все нюансы, «Рамблеру» рассказали эксперты.
Взрослым кажется, что обстановка в доме знакомая и привычная, но ребёнок видит мир иначе. Для него всё это новое, он тянется ко всем предметам, которые ему доступны, пробует их на вкус, открывает дверцы, изучает розетки — в этот момент самые обычные вещи начинают представлять для него угрозу.
«Главная задача родителей заключается не в том, чтобы всё запретить, а в том, чтобы сделать дом местом, которое можно безопасно исследовать и в котором можно учиться жить, не боясь травм. Иными словами, лучше не ограничивать жизненное пространство малыша манежем на долгое время, а дать ему возможность находиться в безопасности в любой точке дома».
Наталия Линьковаоснователь сервиса «Бабушка на час» и учебного центра дополнительного профессионального образования для специалистов с детьми, социальный предприниматель, врач-психотерапевт
Первым делом пройдите по квартире и подумайте, что может представлять опасность для ребёнка, который ещё не умеет видеть угрозу.
Первым делом необходимо изъять из свободного доступа мелкие и острые предметы — положите их туда, где малыш до них точно не дотянется.
«Также обратите внимание на крупные предметы, от которых могут быть отделены мелкие части — детальки, стразы, украшения и т. п. Ребёнок воспринимает окружающий мир в том числе "на вкус", поэтому тянет предметы в рот — в процессе изучения может оторвать что-то и проглотить. Крайне опасны в этом плане мелкие неодимовые магниты: если ребёнок проглотит пару мелких шариков, то, притягиваясь друг к другу, они могут повредить внутренние органы».
Татьяна Ледащева к.ф.-м.н., доцент департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции Института экологии РУДН
Как только малыш начал ползать, обратите особое внимание на санитарное состояние пола. Крошки, бумажки, закатившиеся бусинки, комок пыли в углу — однажды ребёнок может это найти и проглотить или вдохнуть.
«Точно так же убираем из зоны доступа любые бьющиеся объекты: ребёнок, который научился вставать, может дотянуться до стеклянной или керамической вазы, уронить, разбить её, пораниться осколками или, что ещё хуже, сунуть их в рот».
Ксения Пинаевапедагог, вожатый детского лагеря, режиссёр-педагог театрального отряда
Наши эксперты считают, что делать это необходимо.
Татьяна Ледащева: «Дети, даже самые маленькие, способны воспринимать информацию. Более того, именно до трёх лет они усваивают 80% сведений об окружающем мире. Важно сформировать понимание, что такое "горячо", "больно" и, конечно, "нельзя". Например, надо, чтобы ребёнок знал, какую опасность представляет горячий предмет. Если он тянется к вашей чашке чая, останавливайте его словами, говорите: "Нельзя, горячо!", но не убирайте её из доступа. Пока он не узнает на опыте, что такое "горячо", для него это останется пустым звуком».
Если ребёнок обжёгся, ударился, прищемил палец, пожалейте его. Но при этом объясните происходящее: формируйте связь между ощущением (больно) и словом «больно».
Ксения Пинаева: «Постарайтесь не использовать слово "нельзя" в неопасных ситуациях. Если вы cкажете "нельзя!", а ребёнок не послушается и сделает это (например, рассыплет пакет крупы), не получив негативного подтверждения (больно, горячо, обидно), слово "нельзя" потеряет свою значимость и в другой раз не остановит его в опасной ситуации».
Для малыша, который учится ползать и ходить, самая обычная квартира представляет собой зону повышенной опасности. Задача родителей — ликвидировать все угрозы, убрать то, что может повредить ребёнку, использовать блокираторы, ограничители и заглушки для дверей, окон, выдвижных ящиков и лестниц.
Невидимый враг: как городской шум влияет на детское здоровье