Первое слово ребёнка — волнующий момент для всей семьи. И если это слово не произносится вовремя, родители начинают переживать. Объясняем, в каком возрасте дети в норме начинают говорить, как ускорить становление речи и в каких случаях стоит обратиться к логопеду.
Речевые навыки начинают развиваться уже в младенчестве — сначала ребёнок просто издаёт звуки, а после двух месяцев агукает, выражая таким образом разные эмоции. Полноценные же слоги, в том числе согласные, появляются обычно после трёх месяцев.
«До года длится подготовительный этап формирования речи. Сначала ребёнок гулит (га, гэ, угу, ага). Затем произносит первые слоги (па, ма, ла), а ближе к году — сочетания нескольких слогов (па-па-ла, ма-ла-ля, ко-му-то). Малыш уже понимает слова, которые ему говорят взрослые, может принести игрушку или показать на картинке предмет».
Анастасия Барановская-Гагаринаучитель-логопед, учитель-дефектолог ГБОУ «Школа № 1440»
Возраст, в котором дети говорят первые слова, зависит от их физического и психического развития, от наследственной предрасположенности. Однако родители могут ускорить процесс формирования речи, активно общаясь с ребёнком.
Вот что советует Анастасия Гагарина:
У разных детей становление речи проходит по-разному — у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Но если ребёнок не научился говорить до трёх лет, это уже не вариант нормы, а задержка речевого развития (ЗРР), отмечают эксперты.
Это довольно распространённое нарушение у детей в возрасте до трёх лет, чаще встречается у мальчиков. Если вовремя не заняться коррекцией, может возникнуть также задержка общего развития, которую вылечить сложнее.
Признаки ЗРР бывают заметны уже в самом раннем возрасте.
«Задержку речевого развития можно выявить по нескольким признакам. Например, если ребёнок к 3–4 месяцам молчит, не гулит, а к 8–10 месяцам не откликается на своё имя, не пытается скопировать речь взрослых и произнести первые слоги. Также тревожный сигнал, если к двум годам малыш выражается исключительно жестами и не формулирует простые фразы, у него слишком маленький словарный запас или вообще отсутствует».
Анна ЕдрышоваНейрологопед Центра «НЕЙРОДИАЛОГ»
Физиологические факторы:
Психологические факторы:
Среди патологических причин самой распространённой является нарушение слуха — для становления речи ребёнку необходимо слушать звуки, слова, чтобы затем их произносить.
Чем раньше ребёнку будет оказана коррекционная помощь, тем бо́льших результатов он добьётся, отмечает Анастасия Гагарина:
«Дошкольника вполне можно вывести в норму. А если не заниматься коррекцией, то в школе у ребёнка могут возникнуть проблемы: трудности при обучении чтению, пропуск букв и слогов при письме и прочие».
Обращаться к специалисту надо, если вы замечаете у ребёнка следующие отклонения:
Время становления речи у детей зависит от индивидуальных факторов, однако если до трёх лет ребёнок не заговорил, значит, у него есть задержка речевого развития. В этом случае нужно как можно быстрее обратиться к специалисту — ЗРР поддаётся коррекции.
Как научить ребёнка одеваться, застёгивать одежду и завязывать шнурки: советы экспертов