"Поезд Победы" в Омске: пугающе реалистичная выставка на рельсах
Передвижная экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне, сделала остановку в нашем городе. "Омск Здесь" одним из первых побывал на интерактивной выставке. Утро для любителей истории в Омске началось с сюрприза: на железнодорожном вокзале сделала остановку первая в мире иммерсивная передвижная выставка "Поезд Победы" (12+). Десять вагонов, внутри которых экспозиции, повествующие о событиях Великой Отечественной войны. Мы одними из первых смогли прогуляться внутри поезда, чтобы от первого лица рассказать о том, каково это - быть настолько погружённым в атмосферу тех лет. Забегая вперёд, скажем, что представленное внутри впечатляет и пробирает до мурашек. "Поезд Победы" - это музей на рельсах, который позволяет перенестись в военные годы. Он находится в движущемся составе и состоит из тематических вагонов, каждый из которых посвящён отдельному событию или периоду Великой Отечественной войны. Для создания максимально реалистичной атмосферы авторы использовали передовые технологии: дополненную реальность, объёмный звук и театральное освещение. В начале состава (назовём его вагон-введение) экскурсантам выдают аудиогид, а проекция народного артиста России Дмитрия Харатьяна рассказывает об основных правилах поведения внутри вагона и поясняет, как пользоваться путеводителем. Повествование в наушниках ведётся от лица девушки Лидии. Как пояснили организаторы, это собирательный образ, в котором отражаются истории миллионов советских граждан, ощутивших на себе лишения и ужасы Великой Отечественной войны. Аудиогид озвучила российская актриса театра и кино Екатерина Гусева. В первом вагоне зрители оказываются среди обычных пассажиров, которые, устроившись на жёстких и не особо комфортных полках, едут по своим делам, мечтают о будущем, но мирное время отсчитывает последние часы. Здесь мы встречаем самых разных пассажиров: инженеры, семейные пары, пионеры, пенсионеры и даже лётчики. Многие из них должны были стать настоящей опорой для процветания страны, трудиться на её благо, но их планам не суждено было сбыться. Второй вагон посвящён нападению немецкой армии и обороне Брестской крепости. Он словно разделён на две части. Первая - момент, запечатлевший ужас на лицах людей, которые узнали об атаке немецкой армии не по радио. Большинство граждан были извещены днём 22 июня 1941 года, но война началась в 4 часа утра. Жители некоторых городов и пограничники, подвергшиеся бомбардировкам, просто не успели услышать это обращение. Тишину воскресного утра нарушили оглушительные взрывы и истошные крики. Вторая часть отражает то, как советские солдаты, жертвуя собой, делали всё, чтобы немцы не могли продвинуться вперёд, обороняя ту самую Брестскую крепость. Третий вагон тоже разделён на две части. Сначала зрители оказываются в подмосковной электричке, где совсем ещё юные мальчишки и уже зрелые мужчины едут на фронт. Как же всё изменилось всего лишь за пару недель: вместо удочек и лыж в руках оружие. Маршрут был один: на электричке до конечной, а там прямиком на передовую. Тогда наравне с добровольцами в строй вставали госслужащие, профессора, музыканты и вчерашние школьники. Во второй части расположилась инсталляция, отражающая атмосферу военного окопа во время боя. Здесь лежат раненые. Рядом с ними - те, кто изо всех сил старается не сдаваться. Кто-то пишет письмо родным, делясь своими чувствами. Возможно, это последняя весточка домой. Четвёртый вагон - самый впечатляющий. Здесь находится экспозиция, погружающая в атмосферу одного из самых страшных преступлений Третьего рейха - концентрационного лагеря. Чудовищные эксперименты, массовые заточения, пытки, расстрелы - через всё это проходили узники. Одежда и обувь пленных скапливались в таком количестве, что склады могли быть заполнены до потолка. Вещи погибших узников сортировали и проверяли, пытались отыскать там спрятанные ценности. Пленных перевозили в переоборудованных товарных вагонах, не предназначенных для транспортировки людей. Иногда их размещали на временных настилах из досок, но порой им приходилось проводить недели на ногах. Пятый вагон - санитарный. В нём можно увидеть, как раненных доставляли с поля боя в городские госпитали. Такие поезда выступали в роли передвижных больниц, оборудованных операционными. Зачастую хирурги оперировали по несколько суток без сна, находясь на пределе человеческих возможностей. Здесь же можно рассмотреть прототип советского микробиолога Зинаиды Ермольевой, которая совместно с коллегами из Всесоюзного института эпидемиологии и микробиологии выделила продуцент пенициллина из плесени. В результате был создан первый отечественный препарат пенициллина - крустозин. Он помог победить гангрену и снизить количество ампутаций. Тут же лаборатория советских физиков. Они создавали разные устройства, включая те, что генерировали электричество в полевых условиях. В шестом вагоне разместился банно-прачечный комплекс. В таких вагонах находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Порой это была единственная возможность для солдат помыться в периоды долгих походов. Во второй части экспозиции разместился вагон с предметами первой необходимости для жителей блокадного Ленинграда. Лидия также упомянула, что среди важных грузов были кошки. Седьмой вагон иллюстрирует период, когда командующему составу приходилось жить и работать в поездах. На рельсах рождались планы важнейших битв. В одном из таких вагонов и была спланирована Белорусская наступательная операция "Багратион". Здесь видно, как поезда оснащались для самостоятельных боевых действий на железной дороге, такие составы называли бронепоездами. Если заглянуть в пробоину вагона, сделанную противником, можно увидеть, как в небе взрываются истребители. Восьмой вагон носит название "Возмездие" и символизирует послевоенное время, когда требовалось наказать преступников. После взятия Берлина люди понимали, что победа над фашизмом - это ещё не начало мирной жизни. Сначала зрителей погружают во время советско-японской войны 1945 года, когда японцы проводили бесчеловечные эксперименты на людях. За время существования подобных лабораторий было уничтожено не менее трёх тысяч человек. После мир стремился к справедливости, и это проявилось в судебных процессах над военными преступниками: Нюрнбергский процесс, суд над лидерами фашистской Германии и суд над японскими военными, служившими в Квантунской армии. Однако не все кровавые лидеры того времени предстали перед законом. Девятый вагон поезда, наполненный солдатами и гражданскими, отражает тёплый момент возвращения солдат домой. Здесь словно витают воспоминания о пережитом горе и утратах. Не забывают и о боевых товарищах, с которыми делили трудности на фронте. Атмосфера насыщена разными эмоциями: радостью, страхом, болью, чувством утраты. Перед выходом экспозиция предлагает участникам экскурсии присесть на одно из свободных мест, чтобы почувствовать ту самую атмосферу, предвкушающую новую жизнь. В момент победы люди испытывали не только радость, но и горечь, ведь кто-то погиб буквально за несколько дней до долгожданной Победы. Перед зрителями в окнах вагона всплывают имена бойцов, которые теперь встали в строй "Бессмертного полка", оставаясь в памяти своих детей и внуков. Оказавшись в музее, посвящённом неприглядному прошлому, сразу погружаешься в атмосферу, наполненную сильными эмоциями. Каждый шаг из вагона в вагон погружает в состояние от шока до чистого ужаса. Звуковые эффекты создают полное погружение: посетители слышат гул самолётов, лай собак и взрывы снарядов. А мультимедийные экраны помогают более тщательно изучить детали, о которых рассказывает аудиогид. Выставка-музей будет работать на железнодорожном вокзале 11 и 12 августа с 9:00 до 18:00 . Получить билет можно бесплатно на сайте проекта поездпобеды.рф , пройдя регистрацию. Билеты закончились, но иногда появляются места, от которых по какой-то причине отказались. Поэтому советуем чаще проверять сайт. Здесь же есть цифровая версия музея, где не выходя из дома можно разглядеть все экспонаты.