Самолет остается дешевле поезда на большинстве маршрутов в Европе

Анализ охватил 142 маршрута в 31 европейской стране. На 54% из 109 международных направлений авиабилеты оказались значительно дешевле, чем билеты на поезд, что связано с налоговыми преференциями авиации и отсутствием справедливого ценообразования. Бюджетные авиакомпании занимают лидирующие позиции на рынке не за счет эффективности, а благодаря системным перекосам.

По мнению экспертов, несмотря на усугубляющийся климатический кризис, налоговая система в Европе по-прежнему фактически поощряет наиболее экологически неблагоприятный вид транспорта. Отмечается, что стоимость перелета, например из Барселоны в Лондон, может составлять всего €15, тогда как железнодорожная поездка по тому же маршруту обходится в 26 раз дороже. Аналитики подчеркивают, что авиация получает необоснованные налоговые преференции, тогда как пассажиры поездов несут полную налоговую нагрузку. При этом цены на авиабилеты, как указывается, не отражают реального состояния рынка, а являются следствием искаженной системы.

Дешевые авиабилеты становятся возможны благодаря отсутствию налога на авиационное топливо и освобождению международных рейсов от НДС. В то же время железнодорожные перевозчики вынуждены оплачивать налог на добавленную стоимость, дорожающие энергоресурсы и доступ к инфраструктуре.

По данным исследования, на 54% маршрутов перелет был дешевле как минимум в 6 из 9 анализируемых дат. Только на 29 маршрутах (39%) поезд оказался дешевле всегда или почти всегда – преимущественно в Центральной и Восточной Европе, включая страны Балтии и Польшу. В странах Западной Европы (Франция, Испания, Великобритания) поезд дороже на 95% международных маршрутов. Один из самых ярких примеров – перелет из Барселоны в Лондон за €14,99 при цене на поезд в€ 389.

При этом авиация наносит в среднем в 5 раз больший углеродный ущерб на пассажиро-километр, чем железные дороги, а по сравнению с поездами на возобновляемой энергии – до 80 раз больше. Тем не менее заниженные цены на авиабилеты продолжают стимулировать выбор менее экологичного транспорта.

Хотя с 2023 года ситуация немного улучшилась – за счет развития железнодорожной сети и сокращения сверхдешевых перелетов через крупные хабы, система по-прежнему не сбалансирована. Ночные поезда, хоть и более экологичны и порой дешевле, не в состоянии конкурировать с субсидируемыми авиаперевозками.

Экологические эксперты призывают власти ЕС и государств реформировать транспортную политику, отменить налоговые преференции для авиации, внедрить прозрачную систему продажи ж/д билетов и развивать инфраструктуру. Также предлагается ввести доступные «климатические билеты» – проездные с фиксированной ставкой, действительные в пределах страны и на трансграничных маршрутах.