Новый вертолет из Дагестана будут использовать для спасательных работ и туризма
В Дагестане начались наземные испытания первого образца вертолета АП-55, собранного на Кизлярском электромеханическом заводе. Винтокрылую машину будут использовать для бизнес-авиации, медицинской и спасательной авиации, туристических и обзорных маршрутов.
На первом этапе проверка прошла без лопастей. После их установки начались вибрационные испытания и тестирование навигационного комплекса. Далее предстоят полеты на малых высотах. Легкий вертолет нового поколения АП-55 ранее был представлен на международной выставке HeliRussia 2025 в Москве.
Как сообщил "РГ" представитель предприятия, он объединяет в себе современные технологии, высокую надежность и универсальность применения. Модель оснащена двигателем мощностью 450 лошадиных сил. Это обеспечивает отличную динамику, устойчивость и эксплуатацию в любых климатических условиях. В машине расположена просторная пятиместная кабина. Грузоподъемность вертолета составляет до 600 килограммов, а максимальная скорость - 260 км/ч. Он способен взлетать и садиться на площадки 15×15 метров даже в горной местности.
На этом же предприятии завершилась сборка первого опытного образца самолета МАИ-411, получившего торговую марку "Альфа-КМ". При полной загрузке мощностей предприятие рассчитывает производить до 20 самолетов в год.
Испытания четырехместного самолета уже показали надежность его конструкции. Воздушная машина успешно совершила первый перелет из Кизляра в высокогорное село Мачада, расположенное на высоте 2200 метров. Здесь оборудована взлетно-посадочная полоса для тренировочных и регулярных полетов.
Вертолет пригодится для бизнес-авиации, медицинской и спасательной авиации, туристических и обзорных маршрутов
Из Кизляра в Мачада и обратно самолет летел два с половиной часа, тогда как поездка на автомобиле только в один конец займет не менее пяти часов.
Власти Дагестана возлагают большие надежды на развитие малой авиации в регионе. Сейчас в республике небывалый всплеск туристического потока. Среди популярных направлений - поездки в отдаленные горные районы. Время для туристов дорого, но путь до подобных мест на автомобиле порой занимает несколько часов.
Спасти положение могла бы малая авиация, в частности аэротакси.Авиатехнику можно будет привлекать для пассажироперевозок в отдаленные горные районы и прыжков с парашютом, для аэросъемки, лесопатрулирования.
Такая техника пригодится в спасательных работах и в обучении летчиков.
В Минсельхозпроде республики рассказали, что авиатехника уже используется для химической обработки и подкормки посевов сельскохозяйственных угодий.
Что мешает развивать это направление? Во времена СССР почти все райцентры республики имели свои аэродромы. Из Махачкалы совершались регулярные рейсы. Сейчас более 70 процентов посадочных площадок разрушены или отданы под застройку. Но и там, где они еще сохранились, их состояние оставляет желать лучшего.
Чтобы использовать площадки по прямому назначению, необходимо провести мониторинг статуса земель и при необходимости перевести их в вид разрешенного использования для дальнейшей эксплуатации в качестве летнего поля.
Кстати, при Кизлярском электромеханическом заводе создана своя авиакомпания "КЭМЗ-Авиа". Ее руководитель, мастер спорта международного класса, чемпион России, Европы и призер чемпионата мира по высшему пилотажу Муслим Гасанов рассказал "РГ", что если с применением самолетов малой авиации в сельском хозяйстве и патрулированием лесов проблем нет, то с перспективным направлением - перевозкой пассажиров и туристическими полетами - дело сложнее.
Основная проблема - перевозку пассажиров ограничивают жесткие требования, регламентированные федеральными авиационными правилами, в частности сертификационные требования в сфере коммерческой эксплуатации легких воздушных судов малой авиации. "Чтобы в качестве авиатакси летал один самолет, нужно содержать до 20 человек персонала. Час полета будет золотым", - говорит летчик.
Ранее "РГ" об этой проблеме рассказывал председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев. "Для авиакомпаний малой авиации требуется наличие в штате нескольких директоров по разным профилям.
Также необходимо ведение огромного количества регламентных документов и отчетов, наличие большой инфраструктуры. Все эти требования формируют у небольших авиакомпаний дополнительные и немалые расходы, которые не могут быть возмещены из доходов от эксплуатации легких воздушных судов", - отметил Детенышев.
Есть и другая проблема - кто займется обслуживанием создаваемого в республике парка самолетов малой авиации? Ведь кроме пилотов будут востребованы авиамеханики и работники других профессий. Специалистов такого профиля в регионе практически нет.