Новая отметка ИД ЕРН в российских паспортах с 2026 года: что это, зачем нужна и как получить
В следующем году в российских паспортах начнут проставлять новую отметку — индивидуальный номер записи из Единого регистра населения. Изменение повлияет на процедуру взаимодействия граждан с государством для получения выплат и льгот. Разберёмся, что представляет собой этот номер и как новая отметка повлияет на удобство россиян.
Что такое номер записи из Единого регистра
С 1 января вступает в силу приказ ФНС № ЕД-7-14/920@, который утверждает порядок проставления в российских паспортах отметки о номере записи из Единого информационного регистра сведений о населении.
Для начала разберёмся, что это за Регистр.
Это масштабная система учёта, которая собирает и объединяет сведения о гражданах из различных государственных ведомств. Проект создан на основании Федерального закона от 8 июня 2020 года № 168-ФЗ, а его оператором выступает Федеральная налоговая служба.
Ксения Шварцруководитель юридического департамента по международным проектам в Smart result LTD, член Российской Арбитражной Ассоциации, член EPC-сообщества
Главная задача ЕРН — сформировать единый, постоянно обновляемый массив данных о населении. В него включаются сведения, поступающие, например, из МВД, органов ЗАГСа, Социального фонда и других государственных структур.
Какие данные хранятся в нём
В Регистре фиксируются ключевые сведения о человеке, необходимые государству для ведения учёта и предоставления гражданам различных услуг. Среди них:
- Ф. И. О., дата, место рождения;
- гражданство;
- сведения о паспорте и других документах;
- данные о воинском учёте, образовании и др.
По сути, Регистр формирует единый и достоверный “цифровой профиль” гражданина. При этом он сознательно ограничен — в нём нет информации о личных финансах, здоровье, биометрии и иной персональной информации.
Станислав Труновполитолог, член экспертного совета Молодёжного парламента при Государственной думе
Что такое ИД ЕРН
Это уникальный состоящий из 12 символов код, который присваивается каждому при внесении сведений о нём в Регистр. Он служит постоянным цифровым идентификатором личности и позволяет госструктурам запрашивать проверенный набор информации о человеке через одну точку доступа, а не собирать её по разным источникам.
Марина ПоляковаКандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ГУУ
Сама отметка будет размещаться в форме штампа на 18-й либо 19-й страницах паспорта.
Новая отметка — зачем её проставлять?
Внедрение ИД ЕРН подразумевает шаг к выстраиванию централизованной системы в эпоху цифрового управления. Государство и общество по задумке должны получить инструмент для повышения административной эффективности, — отмечает Станислав Трунов.
Основные преимущества:
- Быстрая идентификация человека. Наличие в паспорте ИД ЕРН позволит госорганам оперативно «подтянуть» весь набор необходимых сведений о гражданине напрямую из Регистра, без дополнительных запросов к другим ведомствам.
- Отсутствие необходимости собирать множество документов. При оформлении льгот, пособий, имущественных сделок или иных госуслуг человеку не понадобится каждый раз подтверждать те или иные данные отдельными справками — значительная их часть будет автоматически установлена по номеру Регистра.
- Дистанционное подтверждение личности. ИД ЕРН упростит удалённое получение услуг: указав номер, гражданин сможет безопасно подтвердить свою личность в электронных сервисах.
- Более эффективный межведомственный обмен. Отметка сделает процедуру взаимодействия ведомств прозрачнее и технически проще, снизит риск ошибок и дублирования сведений.
При этом ИД ЕРН не заменяет уже существующие идентификаторы (ИНН или СНИЛС), а лишь дополняет их.
Особенно это актуально для повседневных платежей — например, оплаты коммунальных услуг, где теперь можно быстро подтвердить личность и получить доступ к льготам или бескомиссионным платежам.
Безопасность данных
Критики, конечно, видят в этом и риски: чрезмерная централизация данных всегда вызывает вопросы о безопасности и конфиденциальности. Но официальный аргумент власти — удобство и точность учёта, — замечает Ксения Шварц.
Как отмечает зампредседателя комитета ГД по бюджету и налогам Каплан Панеш, все личные сведения россиян будут надёжно охраняться, а доступ к ним будет строго ограничен.
Кому будет полезна новая отметка
По словам Панеша, обратить внимание на новую отметку стоит тем, кто действительно рассчитывает использовать современный цифровой идентификатор для ускорения и упрощения взаимодействия с государственными структурами.
Как и где оформить отметку
Как было указано выше, нововведение начнёт работать с 1 января. Чтобы получить новую отметку, нужно будет один раз посетить с паспортом:
- подразделение ГУВМ МВД;
- либо любой удобный МФЦ.
Процедура бесплатная и занимает минимальное время.
Как всё проходит:
- Гражданин предъявляет паспорт.
- Пишет короткое заявление.
- Сотрудник проверяет необходимые данные и ставит штамп с ИД ЕРН.
Но перед тем как поставить отметку, проводится обязательная идентификация личности и сверка данных с ЕГРН. Это нужно для того, чтобы в паспорт попала корректная и свежая информация. Только после успешного сопоставления сведений и получения актуального ИД ЕРН из Регистра уполномоченный сотрудник проставляет штамп и заверяет своей подписью, — уточняет Марина Полякова.
Важно! Внесение отметки об ИД ЕРН — дело добровольное. Это необязательная процедура, которая реализуется только по инициативе гражданина.
В России запустили электронное удостоверение для пенсионеров. Главное о важном документе